Текстовый материал с заданиями для подготовки к экзамену

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ

 

ТЕКСТ 1

 

(1) Самолеты выли, бомбы, падая, завывали еще истошнее.(2) Их вопль ввинчивался в мозг, проникал в грудь, в живот, разворачивал внутренности. (3) Злобный крик летящих бомб заполнял все пространства, не оставляя места воплю.(4) Вой не прерывался, он вытягивал из меня все чувства, и ни о чем нельзя было думать. (5) Ужас поглотил меня целиком. (6) Гром разрыва звучал облегчающе. (7) Я вжимался в землю, чтобы осколки просвистели выше. (8) Чтобы отереть липкий пот, особый, мерзкий, вонючий пот страха, чтобы голову приподнять к небу. (9) Но оттуда, из солнечной безмятежной голубизны, нарождался новый, еще низкий вибрирующий вой. (10) На этот раз черный крест самолета падал точно намой куст. (11) Я пытался сжаться, хоть как-то сократить огромность своего тела. (12)Я чувствовал, как заметна моя фигура на траве, как торчат мои ноги в обмотках, бугор шинельной скатки на спине. (13) Я молился. (14) Я не знал ни одной молитвы. (15) Я никогда не верил в Бога, знал всем своим новеньким высшим образованием, всей астрономией, дивными законами физики, что Бога нет, но все равно молился.

 

 

Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

 

1. Определите тип и стиль текста.

2. Передайте основной смысл текста 12предложениями.

3. С какой целью, по вашему мнению, автор использует однокоренные слова в первом предложении? Лексический повтор в предложениях1315?

4. «Вопль ввинчивался в мозг», «крик летящих бомб», «вой… вытягивал из меня все чувства».Укажите вид тропа, определите его стилистическую роль.

5. Укажите предложения с однородными членами и определите их художественное назначение.

6. Подчеркните уточняющие члены предложения. С какой целью автор использует их в тексте? Что нужно знать, чтобы различать однородные члены и уточняющие?

7. Выпишите слова с орфограммой «Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи». Графически объясните свой выбор.

8. Укажите способ образования слова образованием из 15 предложения.

9. Выпишите из текста три слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

10. Выпишите из текста наречия в форме сравнительной степени. Вспомните, что нужно знать, чтобы различать омонимичные формы сравнительной степени наречий и прилагательных.

11. Запишите поморфемно все глаголы и глагольные формы из предложений 14. Укажите их постоянные грамматические признаки.

12. Из предложений 911 выпишите все местоимения и укажите их разряд по значению.

13. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании их вопль из предложения 2. Приведите другие примеры словосочетаний из текста с таким же видом связи.

14. Выпишите три глагольных словосочетания с подчинительной связью управление.

15. Найдите сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных. Чем, по-вашему, определяется использование в этом тексте небольших по объему синтаксических конструкций? Приведите пример парцелляции в тексте. Какова ее стилистическая роль?

16. Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

 

 

 

ТЕКСТ 2

 

(1) Самолеты заходили вновь и вновь, не было конца этой адской карусели. (2) Она хотела уничтожить весь мир. (3) Неужели я должен был погибнуть не в бою, а вот так, ничтожно, ничего не сделав, ни разу не выстрелив? (4) У меня была граната, но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет. (5) Я был раздавлен страхом. (6) Сколько во мне было этого страха!(7) Бомбежка извлекала все новые и новые волны страха, подлого, постыдного, всесильного, я не мог унять его.

(8) Проходили минуты, меня не убивали, меня превращали в дрожащую слизь, я был уже не человек, я стал ничтожной, наполненной ужасом тварью.

(9)...Тишина возвращалась медленно.(10) Трещало, шипело пламя пожара. (11) Стонали раненые. (12) Обрушилась водокачка.(13) Пахло палёным, дымы и пыль оседали в безветренном воздухе. (14) Неповрежденное небо сияло той же безучастной красотой. (15) Защебетали птицы. (16) Природа возвращалась к своим делам. (17) Ей неведом был страх. (18) Я же долго не мог прийти в себя. (19) Я был опустошен, противен себе, никогда не подозревал, что я такой трус.

 

 

 

Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

 

1. Озаглавьте текст. Тему или идею вы отразите в названии?

2. Расскажите о прямом и переносном значении слова. Как используются переносные значения слова в языке художественной литературы? Отвечая, используйте примеры из текста.

3. Назовите в тексте контекстные антонимы и определите их стилистическую роль.

4. Выпишите из текста фразеологизм. Объясните его значение, подберите стилистически нейтральные и стилистически окрашенные слова-синонимы.

5. Укажите в первом абзаце перифраз, определите его стилистическую роль. Какие виды перифраза вы знаете?

6. Определите функции восклицательного и вопросительного предложений в тексте. Является ли вопросительное предложение риторическим вопросом? Что нужно знать, чтобы различать восклицательное предложение и риторическое восклицание?

7. Укажите в тексте существительные, не имеющие формы множественного числа. Назовите слово, в котором автор нарушает порядок образования формы числа существительных .Какова роль данного слова в тексте?

8. Определите способ образования слова водокачка из 12-го предложения. Приведите два своих примера слов такой же словообразовательной модели. Запишите словообразовательные пары.

9. Запишите поморфемно все причастия текста. Выполните морфологический разбор одного из них.

10. Из предложений 2–8 выпишите все частицы и укажите их разряд по значению.

11. Подчеркните обособленные обстоятельства как члены предложения. С какой целью автор использует их в тексте?

12. Укажите номера предложений, в которых есть согласованные необособленные определения.

13. Найдите сложноподчиненное предложение, определите вид придаточного. Чем, по-вашему, определяется использование в этом тексте небольших по объему синтаксических конструкций?

14. Приведите пример парцелляции в тексте. Какова ее стилистическая роль?

15. Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

16. О чем вы хотели бы спросить рассказчика? Допишите текст, сформулировав вопрос и ответ на него. (Объем письменного высказывания5070 слов).

 

 

 

ТЕКСТ 3

 

(1) В первые месяцы войны немецкие солдаты в своих касках, зеленых шинелях, со своими автоматами, танками, господством в небе внушали страх. (2) Они казались неодолимыми. (3) Отступление во многом объяснялось этим чувством.(4) У них было превосходство оружия, но еще и ореол воина-профессионала. (5) Мы же, ополченцы, выглядели жалко: синие кавалерийские галифе, ботинки и обмотки, шинель не по росту, на голове пилотка...

(6) Прошло три недели, месяц, и все стало меняться. (7) Мы увидели, что наши снаряды и пули тоже разят противника и что немцы раненые так же кричат, умирают. (8) Наконец мы увидели, как немцы отступают. (9) От пленных мы узнали, что, оказывается, мы, ополченцы, тоже внушали страх.

(10) Во время блокады военное мастерство сравнялось. (11) Наши солдаты, голодные, плохо обеспеченные снарядами, удерживали позиции в течение всех 900 дней против сытого, хорошо вооруженного врага уже в силу превосходства духа.

(12) Страх на войне присутствует всегда.(13) Он сопровождает и бывалых солдат, они знают, чего следует опасаться, как вести себя, знают, что страх отнимает силы.

 

 

 

Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

 

1. Составьте цитатный план текста.

2. Объясните лексическое значение слова ополченцы. Что вам известно из истории нашей страны об ополченцах? Когда впервые возникло это понятие? Ответ запишите в виде трех-четырех сложных предложений.

3. Назовите книжные слова в первом абзаце текста. С какой целью использует их автор? Укажите разговорное слово в тексте, объясните его лексическое значение.

4. Укажите устойчивые выражения в тексте. Какова их стилистическая роль в тексте? Составьте с одним из них простое осложненное предложение.

5. На примере текста расскажите о выразительных возможностях однородных членов предложения.

6. На какие орфограммы в тексте вы обратили внимание? Сгруппируйте их, обозначьте графически условия выбора.

7. Укажите способ образования слова отступление из первого абзаца. Запишите словообразовательную пару, приведите два своих примера подобной словообразовательной модели.

8. Выпишите два глагольных и два именных словосочетания с подчинительной связью управление.

9. Подчеркните числительные как члены предложения, образуйте от одного из них однокоренные слова разных частей речи.

10. Выпишите прилагательное, омонимичное причастию. Что вам известно о разграничении данных частей речи и о правописании с ними частицы и приставки не?

11. Подчеркните в тексте составные глагольные сказуемые. Какие способы выражения составного глагольного сказуемого вам известны? Приведите примеры.

12. Укажите в тексте союз, омонимичный частице и наречию. Расскажите о разграничении данных частей речи. Приведите свои примеры.

13. Укажите предложение с однородным подчинением придаточных, определите вид придаточных.

14. Дайте полную синтаксическую характеристику предложения 5, составьте схему.

15. Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

16. Согласны ли вы с тем, что «страх отнимает силы»? Ответ аргументируйте, обратившись к известным вам литературным примерам.(Объем письменного высказывания 5070 слов).

 

 

 

ТЕКСТ 4

 

(1) Все то, что нам встречалось на пути – пожары, колонны немецких машин, танков, новые дорожные знаки, – все сложилось в единую угрожающую картину. (2) Вслед за Ленинградом –Москва, Донбасс, выход к Волге... (3)Немцы торопились покончить с нами до наступления зимы.(4) В России им было труднее, чем в Европе.(5) Поначалу они к Ленинграду двигались почти по восемьдесят километров в день. (6) Впервые их притормозили наши ополченцы, поэтому майор терпеливо втолковывал, что немцы к зимней войне не готовы, ни зимнего обмундирования, ни зимней смазки для двигателей. (7) Нельзя дальше ни отступать, ни идти на мировую.

(8) У майора был свой план. (9) Собрать в единую армию всех красноармейцев разбитых частей.(10) Тысячи их застряли в деревнях, хоронятся в лесах, не знают, куда податься. (11) Он создаст из них регулярные части. (12) Они красноармейцы, а не партизаны, отступление дало им бесценный опыт. (13) Тех, кто не подчинится, можно считать дезертирами и судить по законам войны.

 

 

 

Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

 

1. Передайте основной смысл текста одним предложением.

2. Сформулируйте и запишите два вопроса по содержанию текста.

3. Укажите устойчивые выражения в тексте. Какова их стилистическая роль? Составьте с одним из них простое осложненное предложение.

4. Какова роль рядов однородных членов в данном тексте?

5. Разберите по составу и определите стилистическую роль слов застряли и хоронятся из предложения 10. Подберите к ним стилистически нейтральные синонимы 6. Укажите способ образования слова впервые из предложения

6. Запишите словообразовательную пару, приведите два других примера из текста такого же словообразовательного типа.

7. Запишите поморфемно все причастия текста, укажите их постоянные грамматические признаки.

8. Подчеркните числительные как члены предложения. Подберите к одному из них по две формы слова и по два однокоренных слова разных частей речи.

9. Образуйте деепричастия от глаголов из предложений 1213, выделите суффиксы, укажите вид.

10. Из первого абзаца выпишите местоимение, омонимичное союзу. Какова его синтаксическая функция?

11. Из предложений 610 выпишите все словосочетания со связью примыкание.

12. Из предложений 35 выпишите все именные словосочетания со связью управление.

13. Укажите в тексте сложные предложения, в состав которых входят односоставные безличные предложения. Определите способ выражения сказуемых в этих предложениях. Какие другие способы выражения сказуемого в безличном предложении вам известны? Приведите примеры.

14. Объясните постановку тире в первых двух предложениях. Все ли тире вы можете объяснить известными вам пунктуационными правилами? Укажите случай авторской постановки тире. Как меняется ритмико-интонационный рисунок текста? Как меняется смысл предложений с авторской пунктуацией?

15. Укажите сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным. Вспомните, какими союзами и союзными словами присоединяются придаточные изъяснительные. Приведите примеры.

16. Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

 

Важно!

Скачивать файлы с нашего сайта могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте под своим логином или зарегистрируйтесь.

Инфо о файле

  • Дата добавления:
    10 Янв 2016
  • Кол-во загрузок:
    0
  • Кол-во просмотров:
    939
Теги:

Комментарии:

Оставить комментарий