ГИА. С2 (5 образцов сочинений на лингвистические темы)

ГИА. С2 (5 образцов сочинений на лингвистические темы)
Уважаемые выпускники! Авторский коллектив под редакцией Н.А.Сениной предлагает вам несколько сочинений на разные лингвистические темы в качестве образца.
Исходным текстом для этих сочинений послужил рассказ А.Приставкина «Звёзды». 

Исходный текст.

Прочтите текст


(1)Нас было в комнате одиннадцать человек. (2)У каждого из нас был на фронте отец. (3)И при каждой похоронке, приходившей в детдом, одиннадцать маленьких сердец замирало. (4)Но чёрные листки шли в другие спальни. (5)И мы чуть-чуть радовались и начинали опять ждать отцов. (6)это было единственное чувство, которое не угасало всю войну.
(7)Мы узнали, что война окончилась. (8)Это случилось в чистое майское утро, когда к весеннему голубому небу прилипали первые клейкие листочки. (9)Кто-то тихо вздохнул и открыл настежь окно. (10)Раздался непривычно громкий смех. (11)И вдруг все мы, одиннадцать человек, поняли, что мы победили, что мы дождались отцов.
(12)В детдоме готовился вечер, Витька Козырев разучивал песенку:
(13)Окна светятся весь вечер,
       Как подснежники весной.
(14)Скоро мы дождёмся встречи
       С нашей армией родной.
(15)Эту песню хотели петь и другие ребята, но Козырев сказал:
(16) - Ребята, я отца ждал дольше, чем вы. (17)Он ушёл воевать ещё с белофиннами…
(18)И мы решили, что Витька Козырев немного единоличник, но у него хороший отец и на фотографии очень красиво снят с военными орденами. (19)Поэтому пускай Витька поёт.
(20)Наступил тихий вечер. (21)Заблестели через серую пыльцу звёзды, и нам они казались звёздами с солдатских пилоток – протяни лишь руку и потрогай пальцами… (22)А что от них свет долго идёт, так это враньё просто. (23)Звёзды были рядом, это мы хорошо знали в тот вечер. (24)Появилась почтальонша, но мы уже не насторожились  при её приходе. (25)Мы подошли к окну и спросили, кому письмо. (26)Козыреву протянули листок. (27)И вдруг спальня замолчала. (28)Но нам понималось, что кто-то закричал. (29)Было непонятно и страшно.
(30) «Сообщаем, что отец ваш, майор Козырев, пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года».
(31)Нас было в спальне одиннадцать человек, и десять из них молчали. (32)Майская прохладная ночь дышала в окно. (33)Светились далёкие звёзды. (34)И было ясно, что свет от них шёл долго.

 

Образец 1.

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям» (В.Г.Короленко).


Смысл высказывания знаменитого русского писателя я понимаю так: слово, имея определённое лексическое значение, способно передать и мысль, и чувства человека. Особенно внимательны к слову писатели, из нескольких близких по смыслу они выбирают такое, которое наиболее точно отразило бы замысел (идею) их произведения. Примеры этому можно найти в тексте.
В предложении 4 А.Приставкин называет похоронки «чёрными листками». Используя парафразу, автор показывает, какие чувства вызывали у детей эти сообщения: страх смерти, страх потерять близкого и любимого человека, может быть, единственного…
В предложении 21 писатель использует слово звёзды сразу в двух значениях: одно – в значении «небесные светила», другое – в значении «знак воинского отличия». Мне кажется, что, используя этот приём, автор хотел показать недосягаемость для детей своих отцов, точно такую же, как недосягаемость далёких звёзд.
Оба этих примера помогают читателю понять мысль автора о тяжёлых судьбах детей военного времени. Таким образом, можно утверждать, что высказывание В.Г.Короленко о назначении слова верно.

 

Образец 2.

«Имя существительное – хлеб языка» (Л.В.Успенский)


«Имя существительное – хлеб языка», - писал Л.В.Успенский. С этим высказыванием нельзя не согласиться. Имя существительное – первая и основная часть речи любого языка, потому что даёт название различным предметам, чувствам, явлениям, состояниям. Эта часть речи, можно сказать, основная краска в палитре речи, и поэтому её роль трудно переоценить. Попробуем показать это на примерах из текста.
В предложениях 2, 5, 11 А.Приставкин использует слово «отец». Казалось бы, нейтральное слово. Однако именно оно придаёт контексту определённую «суровую» окраску. Не мягкое домашнее «папа», а именно «отец». Я думаю, что именно этим существительным автор хотел показать взрослость детей, которым пришлось жить в суровые времена.
Другим примером может быть существительное «почтальонша» из предложения 24. В художественном произведении оно может показаться лишним, но употребление таких слов оправдано определённой целью автора представить здесь конкретную среду и конкретный характер. Это разговорное слово стилистически окрашивает текст и помогает нарисовать образ маленького героя-детдомовца, от лица которого и ведётся повествование.
Итак, существительные действительно являются основой речи, или, как сказал Л.В.Успенский, «хлебом языка».

 

Образец 3.

«Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно написать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства» (Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко)


Высказывание Г.Г.Граник и С.М.Бондаренко о том, что знаки препинания «помогают выразить различные смыслы и …чувства», справедливо. Попробуем доказать это примерами из текста.
В предложении 11 автор использует обособленное приложение. Местоимение «мы», с точки зрения автора, потребовало уточнения – «одиннадцать человек». Это важно для раскрытия авторской идеи, ведь целых одиннадцать детей сразу поняли, что они дождались своих отцов. Оформить приложение помогли знаки выделения – запятые.
В предложениях 33, 34 А.Приставкин использовал приём парцелляции. Это особое средство выразительности, которое позволяет пишущему усилить смысловые и экспрессивные оттенки значения. Каждое из предложений словно приобретает большую значимость. Кроме того, парцелляция как бы тормозит повествование, давая возможность дольше поразмышлять над прочитанным. Для оформления парцелляции используется знак разделения – точка.

 

Образец 4.

Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному» (А.С.Пушкин).


Безусловно, А.С.Пушкин прав: различия письменной и устной речи существенны.
В письменной речи используются слова и выражения книжных стилей, они нехарактерны для обычного, непринуждённого общения. Текст А.Приставкина относится к художественному стилю. А основная цель этого стиля – создание образа с помощью специальных изобразительных средств. Попробуем увидеть эти приметы. Например, в предложении 3 метафора «одиннадцать маленьких сердец замирало» придаёт серьёзность и одновременно трогательность моменту. В предложении 20 автор использует эпитет «тихий вечер», чтобы создать определённый настрой у читателя.
Кроме того, структура предложений в письменной речи сложнее, чем в устной (например, предложения 11, 18).
Устная речь в основном используется для неофициального общения. Слова и выражения, используемые в устной речи, обычно проще тех, что применяются на письме. В тексте Приставкина есть приметы разговорного стиля. Во-первых, текст насыщен словами с уменьшительно-ласкательными и уменьшительно-уничижительными суффиксами: «листочки» (предложение 8), «Витька» (предложение 12). Во-вторых, здесь есть разговорные слова и выражения: «враньё», «почтальонша», «нам понималось».
Итак, мы убедились на примерах из текста, что письменный язык не может быть подобен разговорному.

 

Образец 5.

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» (Г.Я.Солганик).


Русский язык называют одним из богатейших языков мира. Это выражается не только в большом количестве имеющихся в нём слов и грамматических моделей. Выразить мысль образно помогают особые языковые средства. Остановимся на некоторых из них.
Например, в предложении 27 («И вдруг спальня замолчала») А.Приставкин использует такое средство, как метонимия, то есть употребление одного наименования вместо другого. Здесь под словом «спальня» понимаются все те, кто в ней находится. Мне кажется, используя этот троп, автор хотел передать чувство единения детей в общей беде.
В предложении 8 к существительному «утро» автор подобрал эпитет «чистое». Какую же роль играет это прилагательное в замысле писателя? Обратимся к тексту. В это «чистое майское утро» закончилась война. Это событие долгожданное и радостное для детей. Писатель, с одной стороны, как бы противопоставляет чистоту мира и грязь войны, с другой стороны, он, создав лёгкое, радостное настроение у читателя вначале, заставляет его острее почувствовать всю боль утраты маленького человека.
Как видим, используемые автором средства выразительности работают на идею произведения. А.Приставкин создал образ своего поколения, детей, которым выпало на долю жить в войну.

 

Источник: Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2013.

Важно!

Скачивать файлы с нашего сайта могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте под своим логином или зарегистрируйтесь.

Инфо о файле

  • Дата добавления:
    10 Янв 2016
  • Кол-во загрузок:
    0
  • Кол-во просмотров:
    647
Теги:

Комментарии:

Оставить комментарий