Подготовка к ГИА по текстам М.М.Пришвина и Г.Н.Троепольского.9кл

* Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – русский советский писатель первой половины ХХ века, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.

 

 

ТЕКСТ 1

 

(1) Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (2) Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие. (3) Мир примет бесконечно разнообразен. (4) Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом – каждую осень встречаешь все тот же огненный куст рябины за Лариным прудом или все ту же зарубку, сделанную тобой на сосне. (5) С каждым летом зарубка все сильнее заплывает твердой золотистой смолой. (6) Приметы на дорогах – это не главные приметы. (7) Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время. (8) Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. (9) В городах приметы нам не нужны. (10) Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. (11) Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. 12) Предсказания погоды передаются по радио. (13) В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. (14) Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние. (15) Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. (16) В приметах заключено много точного знания и поэзии. (17) Есть приметы простые и сложные. (18) Самая простая примета – это дым костра. (19) То он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. (20) И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды. (21) Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. (22) Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. (23) Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. (24) И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день. (25) Это все очень несложные приметы. (26) Но есть приметы сложные и точные. (27) Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. (28) Это признак будущей ясной погоды. (29) Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба. (30) Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. (32) Это верный признак близкого и длительного ненастья. (33) Через день-два солнце взойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.

(По М.Пришвину)

 

А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа о признаках будущей ясной погоды?

 

1) Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба.

2) Дым подымается столбом к небу, спокойно струится вверх.

3) Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт будто сжимается, кажется совсем близким.

4) Чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

 

А2. В каком значении употребляется в тексте слово огненный?

 

1) Горячее,

2) горящее,

3) красное,

4) багровое.

 

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 

1) Предсказания погоды передаются по радио.

2) Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам.

3) Приметы связаны со всем: с цветом неба, росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного неба.

4) Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы.

 

А4. Укажите ошибочное суждение.

 

1) В слове польются одинаковое количество букв и звуков.

2) В слове посадку все согласные глухие.

3) В слове ночного все согласные твердые.

4) В слове рукав последний звук [ф].

 

А5. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

1) Мертвеют,

2) сжимается,

3) костер,

4) рябина.

 

А6. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного?

 

1) Сжимается,

2) бесконечно,

3) предсказывает,

4) отражая.

 

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Две буквы н пишутся в прилагательных, образованных при помощи суффикса -енн-

 

1) Эмалированная,

2) запутанную,

3) огненный,

4) сделанную.

 

Задания В1–В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы В1–В9 записывайте словами или цифрами.

 

В1. Замените разговорное слово обложные (дожди) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание крик петуха, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 19.

В4. Среди предложений 1–5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

В5. Среди предложений 21–24 найдите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номера этих предложений.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется и знание завтрашней погоды. Глядя на дым, (1) можно точно сказать, (2) будет ли завтра дождь, (3) ветер (4) или снова как сегодня, (5) солнце подымется в глубокой тишине, (6) в синих прохладных туманах.

 

В8. Среди предложений 21–24 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 8–14 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

Троепольский Гавриил Николаевич (1905–1995), русский советский писатель, автор публицистической прозы.

 

ТЕКСТ 2

 

(1) Лес теперь потихоньку ворчал, отряхиваясь и оправляясь, словно после боя. (2) Но вдруг осина скрипнула, затрещала, цепляясь за другие деревья, прощаясь с соседями, жутко зашумела и повалилась на землю, ломая свои ветви в горестной предсмертной безнадежности: выдержала последний бой и пала. (3) Осина стояла близко от Бима, ему было тревожно слышать смерть дерева и страшно оттого, что она падала, как ему вначале казалось, прямо на него; он в ту минуту попятился от своего рокового дуба, натянув веревку, но… веревка есть веревка. (4) Бим сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. (5) Перед ним стояла миска с мясом – к нему он так и не прикоснулся. (6) Перед рассветом далеко завыл волк. (7) Один провыл: больше к очередной перекличке в лесу не оказалось. (8) То был самый хитрый, спасшийся тогда от облавы волк. (9) Бим приподнял шерсть на холке, застучал зубами и слушал, слушал, слушал, хватал чутьем воздух, глубоко втягивая. (10) Он приготовился к встрече, ничуть не подозревая, что в нем есть храбрость самозащиты, которую можно назвать героизмом отчаяния (ведь укусил же он Серого дядьку, чуть не сбив его с ног!). (11) Но волк на этот раз не пришел. (12) Ветра уже не было, так что издали зверь не мог зачуять Бима, а время заброда по его участку, видимо, еще не наступило. (13) Однако Бим в напряженном ожидании, незаметно для самого себя, уже натянул веревку, отчего ошейник стал душить его до хрипоты. (14) Тогда Бим попятился к дереву, прижался задом к стволу, перехватил коренными зубами веревку и… перегрыз. (15) Как ножом отхватил!

(16) Свершилось!

(17) Бим свободен, хотя и одинок в дремучем лесу. (18) Так любая собака в конце концов и поступает, хотя у разных пород это происходит по-разному: цепные сторожевые – те перегрызают веревку немедленно, так как они любят только прочные цепи; моська, хотя и не перегрызает, но, будучи привязанной на веревочку, начинает биться, вертеться, вопить и может даже удушиться; гончие долго думают, но перегрызают; интеллигентная собака, что работает по красной дичи, просидит много дней в ожидании хозяина, но веревку перегрызет только в минуты опасности или в отчаянии, когда станет ясно, что никто уже не придет на помощь. (19) Вот так и Бим: пришел срок, и он сделал то, чему быть должно. (20) Бим отошел от дерева осторожно, оглядываясь, прислушиваясь к лесу. (21) Неожиданно неподалеку застрекотала сорока. (22) «Тут кто-то, кто-то, кто-то есть! (23) Кто-то есть, кто-то, кто-то есть, кто-то есть!» (24) И Бим немедленно, с первого же предупреждения сороки, остановился в чаще молодого дубняка, плотно окружившего старый толстенный дуб-вековик. (25) Боли он уже почти не чувствовал, она ушла куда-то в глубину. (26) Он прилег на листву, вытянув шею и прижав голову к земле. (27) Сорока прокричала близко – Бим увидел ее на высоком дереве. (28) Он, конечно, ушел бы, не теряя ни минуты, но сорока кричала об опасности с той стороны, куда надо было идти Биму. (29) Ждал он в трепете, в то же время с решимостью, и еще с благодарностью к сороке за своевременное сообщение о враге. (30) Спасибо тебе, сорока! (31) Только хищные животные ругают эту птицу, замечательную вестунью, урожденную с телеграфом на хвосте, добровольную служку мирных жителей леса. (32) Не будь сороки, население, бегающее и летающее, было бы окончательно лишено информации о жизни леса.

(По Г.Троепольскому)

 

А1. В каком варианте содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Как сорока помогла Биму?»

 

1) Бим отошел от дерева осторожно, оглядываясь и прислушиваясь к лесу.

2) Информация сороки была очень своевременной.

3) Сорока подсказала об опасности именно с той стороны, куда хотел идти Бим.

4) Волк не пришел, он испугался Бима.

 

А2. В каком значении употребляется в тексте слово хватал (предложение 9)?

 

1) Хватал для смелости,

2) старался успокоиться,

3) распознавал по запаху,

4) хотел собраться с силами.

 

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Бим сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный.

2) Осина стояла близко от Бима, ему было тревожно слышать смерть дерева.

3) Бим попятился к дереву, прижался задом к стволу, перехватил коренными зубами веревку, и… перегрыз.

4) Неожиданно неподалеку застрекотала сорока. «Тут кто-то, кто-то, кто-то, кто-то есть!»

 

А4. Укажите ошибочное суждение.

 

1) В слове благодарностью одинаковое количество букв и звуков.

2) В слове перегрызет все согласные глухие.

3) В слове чутьем мягкость согласного [т’] на письме обозначена буквой ь (мягкий знак).

4) В слове продрогший буква г обозначает глухой звук [к].

 

А5. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

1) Ворчал,

2) умирающей,

3) прикоснулся,

4) рокового.

 

А6. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного?

 

1) Застучали,

2) скрипнула,

3) безнадежности,

4) отхватил.

 

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Две буквы н пишутся в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на –н-» ?

 

1) Немедленно,

2) привязанный,

3) коренными,

4) своевременное.

 

Задания В1–В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы В1–В9 записывайте словами или цифрами.

 

В1. Замените разговорное слово зачуять стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание о жизни леса, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 17.

В4. Среди предложений 20–25 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

 

Он прилег на листву, (1) вытянув шею и прижав голову к земле. Сорока прокричала близко – Бим увидел ее на высоком дереве. Он, (2) конечно, (3) ушел бы, (4) не теряя ни минуты, но сорока кричала об опасности с той стороны, (5) куда надо было идти Биму. Ждал он в трепете, (6) в то же время с решимостью, (7) и еще с благодарностью к сороке за своевременное сообщение о враге. Спасибо тебе, (8) сорока!

 

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Ветра уже не было, (1) так что издали зверь не мог зачуять Бима, (2) а время заброда по его участку, (3) видимо, (4) еще не наступило. Однако в напряженном ожидании, (5) незаметно для самого себя, (6) уже натянул веревку, (7) отчего ошейник стал душить до хрипоты.

 

В8. Среди предложений 6–10 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

В9. Среди предложений 26–30 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

 

ОТВЕТЫ

Текст 1

 

Задание:

Ответ:

А1

3;

А2

3;

А3

4;

А4

3;

А5

1;

А6

2;

А7

3;

В1

затяжные;

В2

петушиный крик;

В3

он подымается, струится, стелется, мечется;

В4

4;

В5

21, 23;

В6

4;

В7

2;

В8

21;

В9

14.

 

 

Текст 2

 

Задание:

Ответ:

А1

3;

А2

3;

А3

2;

А4

2;

А5

4;

А6

3;

А7

3;

В1

почувствовать догадался;

В2

о лесной жизни;

В3

Бим свободен, хотя и одинок;

В4

24;

В5

8;

В6

3;

В7

1, 7;

В8

10;

В9

27.

 

Важно!

Скачивать файлы с нашего сайта могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте под своим логином или зарегистрируйтесь.

Инфо о файле

  • Дата добавления:
    10 Янв 2016
  • Кол-во загрузок:
    0
  • Кол-во просмотров:
    247
Теги:

Комментарии:

Оставить комментарий