Работа над синтаксисом, сжатие текста.

СКАЗУЕМОЕ

                                               

Задание 1. Рассмотрите таблицу, перепишите ее в тетрадь для схем, расскажите о видах сказуемого.

 

Задание 2. В состав какого вида сказуемого входит инфинитив в следующих предложениях? Перепишите, выделяя грамматическую основу.

 

1) Она хотела заговорить, но у нее застучали зубы, и она должна была крепко сжать их, чтобы переселить себя. 2) Легко сказать: я пойду к нему и попрошу показать эти письма. 3) Я не буду отвечать на ваши эпитеты! 4) Не нужно объяснять, почему я хотел уехать из Москвы. 5) Если ты не хочешь, чтобы я ушла, мы не будем говорить об этом. 6) Добрый волшебник разрешил гномам перетащить ее бесчувственное тело в пещеру. 7) Страшила предложил всем желающим выступить. 8) Элли начала рассказывать.9) Оставаться в Изумрудной стране было опасно.10) Спорщики продолжали браниться шепотом.11) Конечно, он должен занять более высокое место в Голубой стране. 12) Он даже мысленно не решился простирать свои мечты дальше. 13) В молодости ему удалось побывать там.14) Чтобы вспомнить основные приемы, Урфин решил заняться с деревянным клоуном.15) Этого вполне достаточно, чтобы захватить власть. 16) Сосновые солдаты с дубовыми головами будут почитать капралов из красного дерева.17) Он не будет с них взыскивать в этом случае.

 

Задание 3. Выделите грамматическую основу. Чем выражена именная часть сказуемого?

 

1) Чудеса волшебной страны неисчерпаемы.2) Непосвященному отсеки казались гигантскими холодильниками с множеством ячеек, в каждой из которых находился член экипажа. 3) Везде было безлюдно и тихо. 4) Им было строго запрещено пить воду, которую тюремщики принесут к ужину. 5) К вечеру все проснулись бодрые и освеженные. 6) Их радость была необычайна. 7) На мостовых всегда сумрачно и прохладно. 8)Клоун оказался довольно сообразительным. 9) Он показал, кто из них хозяин. 10) Филин стал чаще называть его повелителем. 11) Житье у нового волшебника сытное и беззаботное. 12) Прекрасные разноцветные узоры лучше всякой одежды. 13) Всем было тяжело меня видеть, я был одинок как никогда. 14) Было бы преувеличением сказать, что я чувствовал себя героем. 15) Это было не очень весело и, главное, несправедливо. 16) Теперь это кажется немного смешным. 17) Это было уже решено – вот почему она была так спокойна.

 

 

Задание 4. Определите вид сказуемого.

 

1) Петька только-только начал засыпать.2) Петьке стало жалко сестру, и всю его злость как рукой сняло. 4) Петька начал спускаться по лестнице, чтобы рассмотреть цветы поближе.5) Снаружи лес казался темным и неприветливым. 6) Теперь ему оставалось либо признать свою неправоту, либо не верить собственным глазам. 7) Казалось, каменный коридор нескончаем. 8) Свет становился все ярче. 9) Факел надо было менять, но ребята были рады любому островку света. 10) Чем громче звучал барабан, тем тревожнее становилось на душе у ребят.11) Петька пригнулся и почти на четвереньках стал медленно подниматься по узкой лестнице.12) На болванках красовались кольчуги такие искусные, что казалось, они сделаны из парчи, а зерцала были отшлифованы так, что в них можно было смотреться как в зеркало. 13) Нельзя сказать, что ребята очень проголодались, но при упоминании о таверне Даша опять очень захотела пить, а Петьке было интересно, что же едят гномы. 14) Они в ужасе застыли как вкопанные и напряженно прислушались. Звук не был похож на барабанный бой. 15) Рукояти клинков были покрыты инкрустацией тончайшей работы, а ножны выложены перламутром и отделаны серебром и позолотой. 16) Стены дворца с каждым днем поднимались все выше, и здание становилось внушительнее. 17)Он решил обезвредить злую волшебницу. 18) Колдунью застать врасплох невозможно. 19) Трудно носить воду от дороги. 20) Я предложила позвать доктора, но он не хочет. 20) Надо было проверить, как велика сила живительного порошка. 21) Это были очень грустные дни, и мне не хочется подробно писать о них. 22) Память о зле живет куда дольше самого зла. Любое зло глупо и лениво, оттого и обречено.

 

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Выполните задания.

 

1) Петька и Даша увидели что стоят (на)верху пологой лестницы уходящей далеко (в)низ.2) Стены лестничного ко__идора были выложе__ы(не)отеса__ыми булыжниками. 3) В подземелье было сыро и пахло плесенью. 4) Старые камни (кое)где пор__сли мхом и были влажными(на)ощупь. 5) Ребята всматр__вались (в)глубь ко__идора пытаясь разглядеть куда же ведут стертые ступеньки но (в)низу была лишь (не)проглядная тьма. (Т.Крюкова)

 

1) Подчеркните грамматические основы каждого предложения, определите вид сказуемого.

2) Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью управление.

3) Из предложения 4 выпишите все словосочетания со связью примыкание.

4) Из предложения 5 выпишите все словосочетания со связью согласование.

5) Из предложений 2, 3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

6) Из предложения 5 выпишите все частицы.

7) К какому типу речи можно отнести отрывок из повести Т.Крюковой? Докажите.

 

Задание 6. Прочитайте отрывок из вступления к книге Нила Геймана«М значит магия».Выполните задания.

 

Когда я был молодым, а было это не так уж и давно, мне очень нравились короткие рассказы. Я проглатывал их целиком, от начала до конца, в те короткие промежутки времени, когда мне удавалось читать – за завтраком, в обеденный перерыв или в поездах. Рассказы интриговали, подхватывали меня, уносили в новые миры и через полчаса благополучно доставляли обратно к школе или домой.

Рассказы, которые ты прочитал в определенном возрасте, никогда не исчезают из памяти. Ты можешь забыть автора или название. Можешь даже толком не помнить все события. Но если эта история чем-то тебя задела, она останется навсегда, затаится в укромном уголке твоего сознания, куда ты редко заглядываешь.

Больше всего запоминается страх. Если у тебя от чтения зашевелились на голове волосы, если, дочитав книгу до конца, ты закрываешь ее очень медленно, как будто тебе страшно кого-то побеспокоить, и осторожно отодвигаешь в сторону, значит, эта книга навсегда останется в твоей памяти. Однажды, когда мне было девять лет, я прочитал историю, которая закончилась в комнате, полной змей. По-моему, это были змеи-людоеды, и они медленно приближались к кому-то, чтобы съесть. Когда я вспоминаю этот рассказ, у меня по коже бегают мурашки, как это было, когда прочел его впервые.

Фантазия проникает в подсознание. На дороге, по которой я изредка хожу, есть один поворот, за которым открывается вид на деревушку на зеленых холмах, вдали виднеются холмы повыше, более скалистые, более серые, над ними нависают горы, окутанные туманом. Каждый раз, увидев это, я вспоминаю, как читал «Властелина колец». Эта книга сидит где-то очень глубоко в моем сознании, и потрясающий вид деревушки на холмах вызывает ее оттуда.

А научная фантастика ведет вас через россыпь звезд к иным временам и иным сознаниям. Что лучше напомнит нам, как мало один человек отличается от другого, чем недолгое пребывание в роли пришельца с другой планеты?

Те писатели, рассказами которых я зачитывался, когда был мальчиком, и сейчас входят в число моих любимых авторов. Всем нравятся Саки или Харлан Эллисон, Джон Колльер или Рей Брэдбери – волшебники, которые с помощью тридцати трех букв и небольшого количества знаков препинания могут заставить смеяться и плакать уже через несколько страниц.

1) Определите тему и основную мысль всего текста.

2) Выделите микротемы – основную мысль каждого абзаца. Запишите получившийся план.

3) Какой вид сжатия текста уместнее применить к каждому абзацу?

4) Перечитайте внимательно еще раз текст и материалы, которые вы собрали в ходе анализа приемов сжатия.

5) Напишите сжатое изложение по тексту.

 

Задание7. Выделите грамматическую основу, определите способы выражения подлежащего и сказуемого. Расставьте знаки препинания.

 

1) В свои двенадцать лет он точно знал что сказка это вымысел. 2) Эта соломинка последняя надежда когда уже больше надеяться не на что.3) Все золото серебро и изумруды ничто по сравнению с глотком воды. 4) Тень это просто изнанка света. 5) Появление соцветий на улицах тоже признак весны. 6) Тополь растение двудомное.7) Одно из любимых деревьев в России яблонька.8) Второе чудесное свойство липы ее белая мягкая древесина. 9) Белоствольные березы настоящая краса русских смешанных лесов.10) Клетки живые кирпичики жизни. 11) Главная потребность растений потребность в свете. 12) Жизнь прожить не поле перейти. 13) Непролазная грязь неотъемлемая принадлежность всех русских ярмарок.

 

Задание 8. Выделите грамматическую основу, расставьте знаки препинания.

 

1) Открытие совершенное Островским в «Грозе» открытие народного героического характера. 2) Главная причина по которой Гордей противится счастью дочери желание выдать ее за Коршунова. 3) Персонаж открывающий истину разоблачающий злодея Любим Торцов. 4) Трагический герой обучающий Буланова карточным«шуткам» герой конечно весьма своеобразный.5) Тянуть изо дня в день как тянут другие это слишком скучная вещь для которой не стоило трудиться. 6) Родина этого растения которое тоже называют аронией просторы Северной Америки.

 

Задание 9. Вставьте пропущенные буквы,знаки препинания, раскройте скобки. Выполните задания.

 

(1) Библия по праву считается Книгой Книг.(2) Она (не)изме__о зан__мает первое место в мире по чтимости и читаемости общим тираж__м ч__стоте  издава__мости и переводам на другие языки.(3) Библия это символ и знамя культуры почти двух тысячелетий. (4) Библия это жизнь целых народов и государств городов и сел общин и семей поколений и отдельных личностей. (5) На Библии кл__нутся как на самом св__том из того что только можно от__скать на земле. (6) Библия давно и бе__поворотно вошла в плоть и кровь повседневной жизни и разговорный язык. (7) Люди даже не замечают 

Важно!

Скачивать файлы с нашего сайта могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте под своим логином или зарегистрируйтесь.

Инфо о файле

  • Дата добавления:
    10 Янв 2016
  • Кол-во загрузок:
    0
  • Кол-во просмотров:
    210
Теги:

Комментарии:

Оставить комментарий