Работа с поэтическим текстом

Работа с поэтическим текстом

Имя и фамилия ученика___________________________________
                              Класс___________________________________
                           Оценка____________________________________

 

Текст 1

(1) Зима недаром злится,

Прошла ее пора.

(2) Весна в окно стучится

И гонит со двора.

(3) И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон,

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

(4) Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

(5) Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

(6) Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

(7) Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

(Ф.Тютчев)

1. Подберите антоним к слову злая (предложение 6).

_____________________________________________________________________

2. Из предложения 7 выпишите слова, в которых все согласные твердые.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3. Из предложения 6 выпишите слово, состоящее из приставки, корня, двух суффиксов.

_____________________________________________________________________

4. Из предложений 2, 4, 7 выпишите формы одного и того же слова.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

5. Из предложений 1–2 выпишите глагол 2-го спряжения с безударным личным окончанием.

_____________________________________________________________________

6. Из предложений 1–3 выпишите слова с приставками, не изменяющимися на письме.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

7. Укажите разряд местоимения ее (предложение 1).

_____________________________________________________________________

8. Укажите разряд местоимения ей (предложение 5).

_____________________________________________________________________

9. Из предложений 6–7 выпишите возвратные глаголы.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

10. Из предложения 6 выпишите эпитеты.

Текст 2

Сказка

(1) И снилось мне, что мы, как в сказке,

Шли вдоль пустынных берегов

Над диким синим лукоморьем

В глухом бору, среди песков.

(2) Был летний светозарный полдень.

(3) Был жаркий день, и озарен

Весь лес был солнцем, и от солнца

Веселым блеском напоен.

(4) Узорами ложились тени

На теплый розовый песок,

И синий небосклон над бором

Был чист и радостно-высок.

(5) Играл зеркальный отблеск моря

В вершинах сосен, и текла

Вдоль по коре, сухой и жесткой,

Смола прозрачнее стекла...

(6) Мне снилось северное море,

Лесов пустынные края...

(7) Мне снилась даль, мне снилась сказка –

Мне снилась молодость моя.

(И.Бунин)

1. Подберите синоним к слову пустынных (предложение 1).

_____________________________________________________________________

2. Подберите антоним к слову молодость (предложение 7).

_____________________________________________________________________

3. Из предложения 1 выпишите слова, в которых происходит оглушение согласных.

_____________________________________________________________________

4. Из предложения 6 выпишите прилагательные, образованные суффиксальным способом.

_____________________________________________________________________

5. Из предложения 3 выпишите формы одного и того же слова.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

6. Из предложения 1 выпишите все предлоги.

_____________________________________________________________________

7. Укажите, какой частью речи является слово прозрачнее (предложение 5).

_____________________________________________________________________

8. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.

_____________________________________________________________________

9. Из предложения 3 выпишите качественные прилагательные.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

10. Из предложения 6 выпишите словосочетания «прилагательное + существительное».

_____________________________________________________________________

 

Текст 3

Покос в лесу

(1) Покос в лесу...

(2) Будь, друг мой, осторожен.

Ты не в лугах просторных, ты в лесу.

(3) Среди пеньков трухлявых и валежин

Не поломай веселую траву.

(4) Покос тревожит тишину лесную.

(5) Пусть край окрестный техникой богат,

Покос в лесу всегда ведут вручную,

Здесь никакой не пустишь агрегат.

(6) Здесь колокольчик с кашкой вперемежку

Томительно ложится под косой.

(7) И вдруг коса срезает сыроежку,

Наполненную сладкою росой.

(К.Ваншенкин)

 

1. В каком значении употребляется слово друг (предложение 2)?

а) Человек, который связан с кем-нибудь дружбой;

б) сторонник, защитник кого-, чего-нибудь;

в) употребляется как обращение к близкому человеку, а также как доброжелательное обращение вообще.

_____________________________________________________________________

2. Подберите синоним к слову окрестный (предложение 5).

_____________________________________________________________________

3. Из предложений 4–5 выпишите слова с приставками, не изменяющимися на письме.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

4. Из предложений 2–3 выпишите глаголы повелительного наклонения.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

5. Из предложения 5 выпишите частицы.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

6 . К какой части речи относится слово вручную?

_____________________________________________________________________

7. Из предложений 2–3 выпишите предлоги.

_____________________________________________________________________

8. Чем осложнено предложение 7?

_____________________________________________________________________

9. Из предложения 6 выпишите наречия.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

10. Из предложения 3 выпишите эпитеты.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

Текст 4

Комета

(1) Удаляется комета от Земли.

(2) Наблюдать ее немногие могли.

(3) Удаляется комета... А могла

(4) Дивным светом озариться наша мгла.

(5) Так порою, с ясноглазою душой,

Появляется ребенок – всем чужой.

(6) Ходит-бродит, огибая строй дельцов,

Пишет горестные песни, как Рубцов.

(7) И внезапно, натыкаясь на удар,

Удаляется, как дым, как белый пар.

(8) Превращается в космическую стынь.

(9) И никто ему не машет вслед рукой:

На земле в такое время – тишь-покой.

(10) Удаляется в соседние миры,

Как забытый детский шарик из игры.

(Г.Горбовский)

 

1. В каком значении употребляется слово душа (предложение 5)?

а) Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо;

б) то или иное свойство характера, а также человек;

в) внутренний, психический мир человека, его сознание.

_____________________________________________________________________

2. Подберите синоним к слову дивным (предложение 4).

_____________________________________________________________________

3. Укажите звуковой состав слова ее (предложение 2).

_____________________________________________________________________

4. Из предложений 3–4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.

_____________________________________________________________________

5. Укажите способ образования слова тишь (предложение 9).

_____________________________________________________________________

6. Из предложения 9 выпишите разносклоняемое существительное.

_____________________________________________________________________

7. Укажите часть речи слова ее (предложение 2).

_____________________________________________________________________

8. Среди предложений 5–7 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите его номер.

_____________________________________________________________________

9. Из предложений 9–10 выпишите все местоимения.

_____________________________________________________________________

10. Из предложения 10 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.

_____________________________________________________________________

 

Текст 5

(1) Погружаюсь я в море клевера,

Окруженный сказками пчел.

(2) Но ветер, зовущий с севера,

Мое детское сердце нашел,

Призывал на битву равнинную –

Побороться с дыханьем небес.

(3) Показал мне дорогу пустынную,

Уходящую в темный лес.

(4) Я иду по ней косогорами

И смотрю неустанно вперед,

Впереди с невинными взорами

Мое детское сердце идет.

(5) Пусть глаза утомятся бессонные,

Запоет, заалеет пыль...

(6) Мне цветы и пчелы влюбленные

Рассказали не сказку – быль.

(А.Блок)

 

1. В каком значении употребляется слово дорога (предложение 3)?

а) Путешествие, пребывание в пути;

б) образ действий, направление деятельности;

в) полоса земли, предназначенная для передвижения;

г) место, по которому надо пройти или проехать.

_____________________________________________________________________

2. Из предложения 6 выпишите антонимы.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3. Укажите количество букв и звуков в слове дыханьем (предложение 2).

_____________________________________________________________________

4. Из предложения 4 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

_____________________________________________________________________

5. Из предложений 2, 5 выпишите прилагательные, образованные от существительных с основой на -н.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

6. Из предложений 5–6 выпишите однокоренные слова.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

7. Из предложений 1–2 выпишите слова, написание которых определяется правилом: «В корне слова после шипящих пишется ё, если можно подобрать слово с буквой е».

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

8. Из предложения 4 выпишите слово, написание которого определяется правилом: «Не с наречием пишется слитно, если оно без не не употребляется».

_____________________________________________________________________

9. Из предложения 2 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.

_____________________________________________________________________

10. Из предложения 4 выпишите наречия.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

11. Из предложений 5–6 выпишите частицы.

_____________________________________________________________________

12. Из предложений 1–3 выпишите противительный союз.

_____________________________________________________________________

13. Из предложений 5–6 выпишите соединительный союз.

_____________________________________________________________________

14. Среди предложений 1–4 найдите предложения с причастным оборотом. Напишите их номера.

_____________________________________________________________________

15. Из предложений 5–6 выпишите слова с приставками, не изменяющимися на письме.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

16. Из предложений 5–6 выпишите эпитеты.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Текст 6

Душа хранит

(1) Вода недвижнее стекла.

(2) И в глубине ее светло.

(3) И только щука, как стрела,

Пронзает водное стекло.

(4) О, вид смиренный и родной!

(5) Березы, избы по буграм

И, отраженный глубиной,

Как сон столетний, Божий храм.

(6) О Русь – великий звездочет!

(7) Как звезд не свергнуть с высоты,

Так век неслышно протечет,

Не тронув этой красоты,

Как будто древний этот вид

Раз навсегда запечатлен

В душе, которая хранит

Всю красоту былых времен.

(Н.Рубцов)

 

1. Подберите синоним к слову свергнуть (предложение 7).

_____________________________________________________________________

2. Из предложения 1–3 выпишите формы одного и того же слова.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3. Из предложений 1–3 выпишите однокоренные слова.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

4. Какой частью речи и каким членом предложения является слово недвижнее (предложение 1).

_____________________________________________________________________

5. Из предложений 4–6 выпишите междометие.

_____________________________________________________________________

6. Из предложения 7 выпишите составной подчинительный союз.

_____________________________________________________________________

7. Из предложений 5–6 выпишите сложное прилагательное.

_____________________________________________________________________

8. Из предложения 7 выпишите разносклоняемое существительное.

_____________________________________________________________________

9. Из предложения 7 выпишите деепричастный оборот.

_____________________________________________________________________

10. Из предложений 3–5 выпишите сравнения.

_____________________________________________________________________

 

Текст 7

Ночь на родине

(1) Высокий дуб. (2) Глубокая вода.

(3) Спокойные кругом ложатся тени.

(4) И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений!

(5) И тихо так, как будто никогда

Здесь крыши сел не слыхивали грома!

(6) Не встрепенется ветер у пруда,

И на дворе не зашуршит солома,

И редок сонный коростеля крик...

(7) Вернулся я – былое не вернется!

(8) Ну что же? (9) Пусть хоть это остается,

Продлится пусть хотя бы этот миг,

Когда души не трогает беда

И так спокойно двигаются тени.

(10) И тихо так, как будто никогда

Уже не будет в жизни потрясений.

(11) И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет овладевает миром.

(Н.Рубцов)

 

1. В каком значении употребляется слово двор (предложение 6)?

а) в некоторых сочетаниях – название производственных участков, учреждений;

б) участок земли между домовыми постройками одного владения;

в) крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками;

г) отгороженный от улицы участок земли с надворными постройками при отдельном доме.

_____________________________________________________________________

2. Подберите синоним к слову былое (предложение 7).

_____________________________________________________________________

3. Из предложения 3 выпишите слово, в котором все звуки мягкие.

_____________________________________________________________________

4. Из предложения 5 выпишите слово, состоящее из корня, двух суффиксов и окончания.

_____________________________________________________________________

5. Среди предложений 6, 11 найдите слова, написание которых определяется правилом: «В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на -н, пишется нн».

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

6. Из предложений 4–6 выпишите слова с приставками, не изменяющимися на письме.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

7. Какой частью речи является слово кругом (предложение 3)?

_____________________________________________________________________

8. Из предложений 3–4 выпишите отрицательное наречие.

_____________________________________________________________________

9. Выпишите формообразующие частицы из предложений 8–9.

_____________________________________________________________________

10. Укажите грамматическую основу в предложении 6.

______________________________________________________________

 

Важно!

Скачивать файлы с нашего сайта могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте под своим логином или зарегистрируйтесь.

Инфо о файле

  • Дата добавления:
    10 Янв 2016
  • Кол-во загрузок:
    0
  • Кол-во просмотров:
    314
Теги:

Комментарии:

    • Азаматовна

      Работа с поэтическим текстом ребятам дается сложнее. Очень хороший материал. Спасибо.

Оставить комментарий