Советы учащимся для выполнения задания С2.2

Советы учащимся для выполнения задания С2.2
Задание С2.2 - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Значит основным содержанием такого сочинения будет анализ информации, которая содержится в тексте, осознание явных и скрытых значений, которые автор вложил 
в слова, словосочетания, предложения. Для выполнения задания произведите следующие действия:
1) прочитайте текст, выделите в нём указанный в задании фрагмент;
2) вдумайтесь в смысл фрагмента, проникнув в авторский замысел, осознав явные и скрытые значения всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, метафорических, образных выражений и позицию автора;
3) сформулируйте собственное мнение о смысле фрагмента;
4) приведите два аргумента, подтверждающие правильность понимания смысла фрагмента;
5) подберите из исходного текста два примера, подкрепляющие вашу аргументацию;
6) приводя примеры, используйте цитирование или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе рассуждения;
7) оформите текст композиционно; помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту-рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод:
•    вступление - сообщение о прочтении текста в выделенном фрагменте;
•    основная часть - толкование и комментирование выделенного фрагмента с целью демонстрации правильности понимания его смысла; доказательство правильности понимания смысла выделенного отрывка путём подбора примеров из исходного текста;
•    заключение - вывод о правильности понимания фрагмента текста;
8) развивайте мысль так, чтобы объём сочинения был не менее 70 слов;
9) пишите так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдайте требования каллиграфии.


ГИА. С2.2. Как написать сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Практикум №3
    I.Прочитайте внимательно текст.
      (1)Однажды осенью я ехал из Москвы в Ленинград. (2)Моим попутчиком оказался маленький человек с узенькими, но очень живыми глазами. (3)Человек этот вёз большой ящик с масляными красками и рулоны холста. (4)Нетрудно было догадаться, что это художник.
    (5)Мы разговорились. (6)Мой попутчик рассказал, что едет под город Тихвин, где у него приятель-лесник, будет жить у него и писать осень.
          - (7)А почему же вы забираетесь так далеко, под Тихвин? - спросил я. - (8)Там у меня облюбовано одно место, - доверительно ответил художник. - Всем местам место! (9)Такого второго нигде не найдёте. (10)Чистый осиновый лес. (11)Кое-где попадаются редкие ели. (12)Осина даёт такой нарядный убор, как ни одно дерево. (13)Лист у неё чистой раскраски. (14)Пурпурный, лимонный, лиловый и даже чёрный с золотом. (15)Под солнцем получается великолепный костёр. (16)Поработаю там до зимы, а зимой подамся на берег Финского залива, за Ленинград. (17)Там, вы знаете, самый лучший иней в России. (18)Нигде я такого инея не видел.
- (19)А вы составьте  путеводитель для художников, где что писать, - сказал я, конечно шутя.
- (20)А что выдумаете! - серьёзно ответил художник. - Составить нетрудно, но только нет смысла. (21)Все набьются в одно место, а сейчас каждый ищет себе красоту в отдельности.(22)А это не в пример лучше.
- (23)Почему?
- (24)Разнообразнее раскрывается страна. (25)На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит её на тысячи лет.(26)Но знаете, - добавил он с тревогой, - что-то человек начал уж затаптывать и разорять землю. (27)А ведь красота земная - вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (28)Это одна из наших конечных целей. (29)Не знаю, как вы, но я в этом убеждён. (30)Без понимания красоты земли какой же может быть передовой человек. 
( По К.Паустовскому)
 


/ Текст взят из следующего источника: Егораева Г.Т. Государственная итоговая аттестация 9-й класс. Русский язык. Тренировочные тестовые задания /Г.Т.Егораева, Е.Л.Ерохина, Т.И.Козлова. - М.: Издательство "Экзамен", 2010/

     II.Прочитайте внимательно задание С2.2
          С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «А ведь красота земная - вещь священная. это великая вещь в нашей социальной жизни. Это одна из наших конечных целей».
       Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
             Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
             Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
             Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

            III.Готовим рабочие материалы 
1)Обратим внимание на то, что пишем мы сочинение-рассуждение. Значит, нужно обязательно вспомнить, каково его построение, т.е. композицию, алгоритм его написания.  Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезис - аргументы - вывод.  2)Чётко представим себе, что именно нужно написать в каждой части сочинения по данному тексту. 
 а)В первой части нужно выдвинуть тезис,т.е. объяснить, как мы понимаем смысл следующей фразы: "А красота земная - вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. Это одна из наших конечных целей". Прежде чем мы подберём материал к первой части, попробуем заглянуть в толковый словарь С.И.Ожегова и дать лексическое толкование некоторым словам из приведённой выше фразы. Священная - чрезвычайно почётная и исключительная по важности. Социальная - общественная, относящаяся к жизни людей и их отношениям в обществе.
  б)Приводим аргументы по выдвинутому нами тезису, опираясь на текст. Согласны ли мы с автором приведённой выше фразы. Да, конечно, согласны. Почему? Во-первых, потому что "красота земная" заставляет по-другому взглянуть на окружающий мир, увидеть его не глазами, а сердцем (13, 14, 15). Во-вторых, человек в ответе за эту красоту перед потомками, он не имеет права "затаптывать и разорять землю", иначе какой же он "передовой человек"(26, 30) -  аргументы.
в) Беречь красоту земную, не губить, а преумножать её - это и есть наша "конечная цель", чрезвычайно почётная и исключительная по важности миссия человека. Только тогда мы построим достойное будущее для своих детей и внуков. Таков вывод.

     IV.Приступаем к написанию сочинения-рассуждения.
Предлагаю вашему вниманию сочинение-рассуждение по данному тексту.
         Я абсолютно согласен со словами, сказанными художником: "А красота земная - вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. Это одна из наших конечных целей". 
       Во-первых,  потому что "красота земная" заставляет даже самого обычного человека по-другому взглянуть на окружающий его мир, увидеть его не глазами, а сердцем (13,14,15). "На русской земле столько прелести, что всем художникам, которые на ней живут, хватит её на тысячи лет" (25).
       Во-вторых, человек в ответе за эту "красоту земную" перед потомками, он не имеет права "затаптывать и разорять землю", иначе какой же он "передовой человек"(26, 30). 
        Следовательно, беречь красоту земную, не губить, а преумножать её - это и есть наша "конечная цель", чрезвычайно почётная и исключительная по важности миссия человека. Только тогда мы построим достойное будущее для своих детей и внуков.

ГИА. С2.2. Как написать сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Практикум 

I.Прочитайте внимательно текст.
(1)Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.

"(2)Почему ни с того ни с сего я думаю про Антарктиду или про марки Мадагаскара? - философствует он в такие минуты. - (3)Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается. (4)Вот захочу - и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофёром, или геологом, или, как мать и отец, конструктором. (5)На уроках географии меня так и тянет уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты... (6)Почему я такой, что сам себя не могу понять?"
(7)И Серёжка спрашивает отца:
- (8)Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?
(9)Он спрашивает это уже о своём, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке - водил здоровенные самосвалы, потом поступил в автостроительный и там встретил маму. (10)И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: "(11)Почему-то раньше всё было просто. (12)Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. (13)А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: налево пойдёшь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?"
(14)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (15)Так долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала. (16)Чего она, глупая, испугалась?..
- (17)О чём ты думаешь? - спрашивает отец, прервав свой рассказ.
- (18)Пап, а собака умное существо? (19)Она понимает, что ей говоришь?
- (20)По-моему, понимает.
- (21)А как понять человеку, что она чувствует?
- (22)Наверное, надо научить её говорить, - шутит папа.
- (23)Пап, я, кажется, решил: я буду ветеринаром.
- (24)Ну, как знаешь, - отец пожимает плечами и уходит из комнаты. (25)Обиделся, что ли?
- (26)А ветеринар - неплохая специальность! - кричит за стенкой отец.
(27)Нет, не обиделся. (28)Но, к сожалению, ничего взрослые не понимают. (29)Скажешь что-нибудь нечаянно, а они и решат... (30)А тут важно не ошибиться.
( По Е.Велтистову)


/ Текст взят из следующего источника: ГИА-2011:Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведение итоговой государственной аттестации в новой форме /авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. - М.: АСТ: Астрель, 2011 /

 

II.Прочитайте внимательно задание С2.2.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: «А тут важно не ошибиться».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


III.Готовим рабочие материалы 
1)Обратим внимание на то, что пишем мы сочинение-рассуждение. Значит, нужно обязательно вспомнить, каково его построение, т.е. композицию, алгоритм его написания.  Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезис - аргументы - вывод. Более подробно можно посмотреть на  по адресу.
2)Чётко представим себе, что именно нужно написать в каждой части сочинения по данному тексту. 
 а)В первой части нужно выдвинуть тезис,т.е. объяснить, как мы понимаем смысл следующей фразы: "А тут важно не ошибиться". Просматривая ещё раз текст, понимаем, что герой стоит перед выбором, перед выбором будущей профессии. А почему он может "ошибиться"? Да потому что многие специальности ему "по душе", он сам пока "удивляется своему непостоянству"(1).
  б)Приводим аргументы по выдвинутому нами тезису, опираясь на текст. Мальчику действительно нравятся многие профессии. Чем же интересуется Серёжа? Приводим цитаты из текста: "буду шофёром" (4 предложение), "или геологом" (4), "или, как отец и мать, конструктором" (4). Серёжу "тянет уехать на Север"(5), ему "хочется раскапывать скифские курганы"(5), "разгадывать древние пергаменты"(5), а может быть он станет "ветеринаром"(23). Это вторая часть нашего сочинения, т.е.аргументы.
в) Серёжа понимает, что выбор будущей специальности - очень важный, ответственный шаг. Пока же он стоит, "как Илья Муромец", не знает какую профессию выбрать, но когда-нибудь обязательно определится. Самое главное - "не ошибиться". Таков вывод.

IV.Приступаем к написанию сочинения-рассуждения.
Предлагаю вашему вниманию сочинения девятиклассников по данному тексту.


1
Я понимаю фразу "А тут важно не ошибиться" так: каждый человек на определённом этапе жизни принимает значимые для себя решения, и важно, чтобы принятое решение было правильным, "важно не ошибиться", особенно если этот выбор касается будущей профессии. 
Вот и Серёжка, герой повестей Е.С.Велтистова, стоит перед выбором: кем быть, какой специальности отдать предпочтение?! Окончательный выбор ещё не сделан. Иногда ему хочется "раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты.."  Когда он вспомнил бежавшую за ним на улице собаку, то решил  стать "ветеринаром" .
Итак, Серёжке пока ещё трудно сделать окончательный выбор будущей профессии, мальчик пока находится в поиске. Но так как он понимает, что "важно не ошибиться", то, я думаю: герой примет правильное решение. 
2
"А тут важно не ошибиться..." Эту фразу я понимаю так: "важно не ошибиться" при выборе будущей специальности.
Серёжка не знает, кем стать. Ему нравятся многие профессии: он хочет стать "шофёром", "геологом", "как отец и мать, конструктором"(4). Его "тянет уехать на Север", он хочет "раскапывать скифские курганы", "разгадывать древние пергаменты"(5). А может быть стать "ветеринаром"(23)?
Следовательно, Серёжка ещё не решил, кем он будет. Однако, он серьёзно относится к выбору профессии и понимает, что не имеет права на ошибку. 

Важно!

Скачивать файлы с нашего сайта могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте под своим логином или зарегистрируйтесь.

Инфо о файле

  • Дата добавления:
    10 Янв 2016
  • Кол-во загрузок:
    0
  • Кол-во просмотров:
    469
Теги:

Комментарии:

Оставить комментарий