Античные мотивы в стихах Ф.И. Тютчева.

Античные мотивы в стихах Ф.И. Тютчева. Аллитерация

 

1. Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина.

2. Фронтальный опрос по материалу предыдущего урока.

– Чем стихи отличаются от прозы?

– Что значит слово «стих»?

– Что такое рифма? Какую часть строки она «занимает»?

– Чем точная рифма отличается от неточной?

– Назовите самые распространенные способы рифмовки.

3. Проверка домашнего задания: перекрестный опрос.

Одни ученики читают найденные ими примеры на разные способы рифмовки, другие определяют их тип. Можно делать это наглядно, рисуя на доске схемы.

4. Игра «Угадайте рифму».

Дети получают листки со стихами, в которых пропущены некоторые слова, стоящие в конце строки. Задание: вписать пропущенную рифму, составить схему рифмовки и написать ее название (Текст задания см. в Личном кабинете).

В некоторых случаях назвать схему рифмовки однозначно не получится. Можно ограничиться в таких случаях составлением схем или указать, какие виды рифмовки комбинируются в строфе. Последнее стихотворение требует комментария. Его можно записать на доске как «призовое» задание, оценить решение этой задачи отдельно и пояснить, что «опала» – это ссылка, в которую попал поэт (стихотворение написано в 1935 году), и тоска по летнему морю (знакомая многим) скрывает за собой тоску по свободе. А сердолики в самом деле в некоторых местах Крыма в начале ХХ века еще можно было найти среди морских камушков (кое-где и сейчас можно). Сердолики и агат – полудрагоценные камни; сердолик – красный и потому вдвойне похож на землянику: и цветом, и тем, что его собирают, как ягоды, а агат – черный, потому и сравнивается с муравьем. Кстати, строка про агат дает возможность показать, что такое внутренняя рифма. В конце можно задать вопрос: почему простой серый камушек оказывается «милей» драгоценной добычи? Вероятно, дети смогут ответить, что вся его ценность – это память о море и свободе, а это самое дорогое для поэта.

5. Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Странник» и работа с ним.

– Античные боги покровительствовали странникам и карали тех, кто их обижал. Как это объясняется в стихах Ф.И. Тютчева?

Странник – гость богов, а гость священен. Мы видели у Гомера, насколько важен был этот закон.

­– Чего лишен странник и что он получает взамен?

Вместо своего маленького, замкнутого дома-мирка он видит весь мир, и мир становится для него домом. Странник не такой человек, как все другие. С точки зрения большинства людей, он беднее прочих, потому что лишен дома. С его точки зрения (и с точки зрения богов), он богаче прочих, потому что ему принадлежит весь мир. Это точка зрения романтика, о чем дети пока не знают. Но суть ее они вполне способны осознать.

– Определите способ рифмовки в этом стихотворении.

В этих стихах перекрестная рифма.

6. Чтение стихотворения «Цицерон» и работа с ним.

Прежде чем читать стихотворение, учителю следует рассказать о том, что римский оратор и общественный деятель Марк Туллий Цицерон жил в ту бурную и трагическую эпоху римской истории, когда традиционный республиканский строй после серии гражданских войн сменился единовластием, и Рим стал превращаться в империю (I век до н.э.). Цицерон был современником Юлия Цезаря – это имя, вероятно, напомнит ученикам о событиях той эпохи.

– Как вы понимаете выражение «ночь Рима»? Какие минуты в жизни нашего мира можно назвать «роковыми»?

Цицерон был сторонником республики. Для него «ночь Рима» – это наступление мрачных времен, междоусобных войн, кровавых репрессий, которыми омрачались те годы («закат звезды его кровавый»). «Роковые» минуты – это эпохи тяжелых потрясений, войн и проч.

– Перечитайте первую часть стихотворения. Чьи голоса в ней спорят?

В первой части мы слышим голос Цицерона и голос автора, который не согласен с римским оратором. Цицерон полагает, что он пропустил лучшие времена Римской истории. Автор возражает: зато он застал величественный момент истории.

– Каким образом «роковые минуты» сближают людей и богов?

Боги решают судьбы мира. Люди, присутствующие при этих «роковых минутах» оказываются «собеседниками» богов. Можно уточнить, почему Тютчев говорит о «пире» и вспомнить, как веселились боги во время Троянской войны. Человеку, живущему в такие минуты, дано видеть и понимать, как решается судьба мира – словно он слышит приговор богов.

– Как вы думаете, какое бессмертие имел в виду поэт?

Человек, «попавший в историю» становится бессмертным в земном понимании – как Александр Македонский, например. И, кроме того, он словно поднимается над будничными заботами земной жизни и прикасается к тому, что смертным обычно знать и видеть не дано.

– Можно ли применить сказанное поэтом к судьбе героев «Илиады» и «Одиссеи»? К участникам других войн?

Вероятно, герои Троянской войны согласились бы с голосом автора. Но едва ли с ним согласились бы участники кровавых войн ХХ века. И рядовые современники Цицерона, вероятно, тоже.

– Составьте схему рифм для этого стихотворения. Определите способ рифмовки.

В данном случае нужно сделать схему всего стихотворения, так как в самом его конце кольцевая рифмовка сменяется перекрестной, и стихи начинают звучать иначе – рассуждение сменяется выводом.

7. Чтение статьи «Аллитерация». Запись определения и примеров.

8. Домашнее задание. 1). Запомнить определение аллитерации. 2) Выучить наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева «Цицерон».

 

 

Важно!

Скачивать файлы с нашего сайта могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте под своим логином или зарегистрируйтесь.

Инфо о файле

  • Дата добавления:
    10 Янв 2016
  • Кол-во загрузок:
    0
  • Кол-во просмотров:
    153
Теги:

Комментарии:

Оставить комментарий