ЯПОНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ. ХОККУ (трехстишия)

ЯПОНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ. ХОККУ (трехстишия)
Русский язык / 7 класс
Учебник: Литература. 7 Класс / В.Я. Коровина
Страницы:

Наглядно-демонстрационные материалы:

аудиозапись со звуками дождя в субтропическом лесу

Вводная часть:

Учащимся 7-8 классов трудно понять и принять японскую классическую поэзию при самостоятельном чтении. Их отталкивает отсутствие формы, краткость текстов, многие слова, реалии жизни, которые упоминаются в стихах, им непонятны. У наших учеников, к сожалению, отсутствует навык медленного чтения. Когда в стихотворении всего три строчки, пропуск любого слова или знака препинания приводит к непониманию текста в целом. Особое внимание при изучении хокку следует уделить работе воображения, созданию картины. Зрительные образы воздействуют на ребенка сильнее, чем словесные. Седьмой класс - самый благоприятный возраст для восприятия восточной поэзии и культуры, поскольку подростки уже способны понять заложенные в стихотворении идеи и еще свободны от стереотипов в сознании учеников старших классов. От учителя требуется ввести учащихся в контекст культуры и быта Японии, дать фоновые знания к стихам, раскрыть секреты построения хокку. Вряд ли первая встреча с этими стихами принесет семиклассникам эстетическое наслаждение. Попробуем отнестись к хокку как к загадкам, которые необходимо разгадать.

Основная часть:

Основная задача: подвести к восприятию японской поэзии через собственную, в чем-то родственную ей деятельность.
1. Подготовка учащихся к восприятию темы.
Учащиеся слушают аудиозапись (или смотрят видеозапись) со звуками дождя в субтропическом лесу и отвечают на вопросы:
1) Что за звуки вы слышали?
2) Какое настроение они у вас вызывают?
3) Какие еще звуки в природе связаны для вас с определенными состояниями?
4) Какие ассоциации вызывают? (Например: мурлыканье кошки, крики журавлей, шум моря, шорох листвы, пение сверчка).
2. Подбор ассоциаций к словам.
На доске написаны слова: «радость», «разочарование».
Предлагаем учащимся подумать, какие образы (предметы, действия) могут помочь выразить эти чувства (состояния). «Рисуем» ряд ассоциаций. Затем стираем ключевое слово. Можно ли по оставшимся словам понять, какое именно чувство выражено? Теперь каждый выбирает одно из данных состояний и пишет о нем связный текст, не называя его. (Ожидание. Нетерпение. Грусть).
Важно, чтобы в работе были только картины, образы, но не было прямо сказано: «Мне грустно» или: «Я жду с нетерпением...» Но картины (образы) должны быть такими, чтобы читатель мог сам догадаться о тех чувствах, которые автор хочет передать. Работа должна быть короткой 3-4 строчки на маленьких листочках).
Чтение работ вслух.
3. Переход к теме.
- Сегодня мы будем говорить о классической японской поэзии. Эта поэзия, созданная очень давно, в XVII веке, в стране, очень непохожей на нашу своими традициями, образом жизни. Все, что странно и непонятно, не обязательно должно быть скучным, неинтересным. Давайте сначала попробуем к японским трехстишиям отнестись как к загадкам, которые нужно расшифровать,
4. «Расшифровка» текста.
Осенний дождь во мгле! Нет, не ко мне, к соседу Зонт прошелестел.
Ранран
Вопросы:
1) Где находится автор? -
2) Как вы думаете, какое у него настроение?
3) Что значит: «зонт прошелестел»? Почему автор не говорит: «прошел человек»?
4) О чем говорят слова «нет, не ко мне»? Что изменилось бы,
не будь слова «нет»?
5) Какую картину вы представляете, читая стихотворение?
Учащимся удается разгадать образы стихотворения: унылая
осень, одинокий человек стоит у окна в ожидании, но «нет», опять идет кто-то не к нему. «Зонт прошелестел», потому что из окна сверху виден только зонт, скрывающий фигуру, лицо и все остальное. Однако ребята представляют человека, сидящего в современном многоэтажном доме, или русскую деревню (реже; она обходится без зонтов). Возникает необходимость в пополнении фоновых знаний.
5. Формирование фоновых знаний: японский дом.
«Японский дом - это крыша, опирающаяся на каркас из деревянных опор... Здесь нет окон и дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. Одни раздвижные створки служат наружными стенами и одновременно ставнями, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются сёдзи...
В японском доме поражает полное отсутствие мебели. Под разутой ногой слегка пружинят татами - жесткие маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст» (В. Овчинников).
Дом окружают веранды и галереи. Вокруг него располагается сад, который переходит в окружающий пейзаж, потому что забора нет. Края крыши загнуты вверх.
Демонстрация видео или через экран рисунка, изображающего японское жилище.
Вопросы:
1. Чем японский дом отличается от привычного европейского?
2. Как влияет такое жилище на человека?
3. Какие особенности взгляда на мир отражает?
Ответы : так, как живут японцы - минимум всего, - это от характера. Они молчаливы, скрытны. И стихи их не описывают подробно чувств человека.
В таком доме много места, света. Человек ближе к природе, лучше чувствует ее, чем европейцы за глухими заборами, толстыми стенами, застекленными окнами. Им ничего не мешает думать, размышлять.
6. Расшифровка текста.
Больше некому стало Делать дырки в бумаге окон, Но как холодно в доме.
Тиё
Вопросы:
1) Что такое «бумага окон»? (Теперь вы это знаете.)
2) Кто мог «делать дырки в бумаге окон»?
3) Почему некому теперь делать дырки?
4) Союз «но», о чем он говорит? 6) Почему же в доме холодно?
Учитель сообщает ученикам о верности их догадок: хокку написано поэтессой Тиё после смерти ее маленького сына.
7. Формирование фоновых знаний: символика времен года.
Какая грусть!
В маленькой клетке подвешен
Плененный сверчок.
Басе

Завершающая часть:

Учитель. Вам трудно определить время года в этом стихотворении. А для японца ясно, что речь идет об осени: осенними вечерами на уличных лотках продают клетки с поющими насекомыми - сверчками, цикадами. Горожане покупают их и держат дома, чтобы слушать «голоса осени». И грусть в стихотворении Басе вызвана ощущением осени. В хокку, как правило, ясно обозначено время года, но об этом не сказано прямо: чаще поэт называет предметы и явления, связанные в сознании японцев с тем или иным сезоном. Так, зима - это зимняя слива, снег, черный цвет; весна - пение лягушек, пион, обильный дождь (в мае), цветение деревьев, ива в пуху; лето - лотос, соловей, кукушка; осень - желтые листья, хризантемы, ветер, поющие насекомые. Особенно японцы любят осень. Она у них очень красивая и длится дольше других сезонов. Любовь к природе в Японии выливается в совместное действие - созерцание прекрасного. В Японии существуют три важнейших понятия, связанные с созерцанием красоты мира, природы: ханами (любование цветами), иукими (любование луной) и юкими (любование снегами).

Домашнее задание

Первого уровня:

Домашнее задание. Дается несколько хокку:
1) одно из них списать, красиво оформить (можно с иллюстрациями);
2) определить, к какому времени года относится каждое из них. Какие детали говорят об этом?

Второго уровня: найти и записать понравившиеся хокку

Третьего уровня: сочинить хокку

Важно!

Скачивать файлы с нашего сайта могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте под своим логином или зарегистрируйтесь.

Инфо о файле

  • Дата добавления:
    10 Янв 2016
  • Кол-во загрузок:
    0
  • Кол-во просмотров:
    184
Теги:

Комментарии:

Оставить комментарий