Юмористические рассказы А.П.Чехова и их нравственные уроки

"Юмористические рассказы А.П.Чехова и их нравственные уроки».
Литература / 6 классАнаи
Учебник: Литература. 6 класс / Т.Ф.Курдюмова
Страницы:

Наглядно-демонстрационные материалы:

Портрет А.П.Чехова;
газеты, выпущенные учащимися
На доске:
1) А П.Чехов
(1860-1904)
Юмористические рассказы А.П. Чехова и их нравственные уроки.
2) Художественные средства:
- смешной сюжет,
- поступки,
- речь,

- мысли,
- портрет,
- авторские замечания.

2 газеты, отражающие жизненный и творческий путь писателя, выпущенные учащимися.

3) Эпиграф к уроку:
«Умный человек не должен браться за дело, не поняв сперва, к чему оно приведет».
Эзоп

Вводная часть:

Ребята, сегодняшний урок мы посвятим творчеству, писательскому мастерству А.П.Чехова. Мы уже начали разговор об этом на прошлом уроке.
А.П.Чехов прожил короткую жизнь. Летом исполнилось 100 лет, как его не стало, но произведения писателя продолжают жить, их переводят на многие языки мира. Им зачитываются люди разного возраста.
- Вам уже знакомы некоторые произведения. Какие?
- Почему мы можем их отнести к юмористическим
произведениям?
- А какие художественные средства помогли писателю
рассказать смешно о какой-либо ситуации?
- Вспомните сюжет рассказа «Лошадиная фамилия».
Какие художественные средства, использованные автором, можете отметить?

Основная часть:

- Сегодня обратимся к рассказам о подростках. В творчестве
любого писателя есть произведение об этой поре жизни. Как вы
думаете, чем близок мир детства писателям?
1) - Запишите тему.
- Я надеюсь, что вы извлечете уроки жизни из рассказов
А.П.Чехова и углубите представление о его писательском мастерстве.
Первый рассказ, о котором я хотела бы вести речь, - это
«Каникулярные работы институтки Наденьки М». Вам понравился рассказ? Чем?
- Он, наверно, близок вам тем, что и вам приходится постоянно писать
сочинения, изложения, составлять предложения и решать задачи.
Давайте прочитаем несколько предложений, показавшихся вам
особенно смешными. А какие правила языка не соблюдает Наденька?
Отчего получаются смешными предложения?
Поработаем группами и найдем те предложения, в которых
нарушены правила грамматики.
1в - правила о лексической сочетаемости слов в предложении;
2в - правила о стилистической сочетаемости слов;
Зв - правила о словообразовании;
4в - орфографии;
5в - пунктуации.
2) Групповая работа.
3) Выступление ребят.
4) Обсуждение рассказа.
- Какой предстает Наденька? Автор не пишет ни о возрасте, ни о
внешности, ни о любимом занятии, ни об учебе. Есть лишь одно слово «институтка».
- Давайте прочитаем лексическое толкование слова в словаре
Ожегова.
- Как значение слова помогает понять образ Наденьки? Почему это
слово употребил Чехов, на ваш взгляд?
- Какое основное средство использовал Чехов в создании образа
девочки?
- Какова роль речи в характеристике человека?
- Какие уроки преподнес Чехов этим рассказом?

- К сожалению, вы, когда пишете сочинение или изложение, не всегда бываете внимательными и можете записать такие предложения, что выходит не хуже, чем у Наденьки. Как говорится, нарочно не придумаешь.
5) Чтение фрагментов из сочинений и изложений учащихся.
6) Обсуждение рассказа «Мальчики».
- В рассказе «Мальчики» история произошла накануне Рождества.
Это, наверно, самый любимый праздник в каждой семье.
- Какие предложения помогают нам понять, что в этой семье
любили Рождество, что у них было хорошее, веселое настроение?
- Какая художественная деталь помогает передать веселую
обстановку? (Поступки героев)
- Отчего еще более радостным казался праздник? (Приехал Володя).
- А какие слова доказывают то, что дома его
очень ждали, любили?
- А каково было настроение мальчиков? Найдите те
художественные детали, которые помогают вам это понять. (Не
только не обращали внимания на елку, не принимали участия в общей
предпраздничной суматохе, но и отвечали на вопросы невпопад.)
- О чем они все время думают? Отчего такие, что
заинтересовали девочек, и они решили подслушать их разговор, не
смогли свое любопытство одолеть? Давайте послушаем их.
Инсценировка фрагмента на с. 254
- Отчего пришла идея уехать в Америку? Какие детали говорят о том,
что они начитались книг об индейцах, мустангах, золотоискателях?
(«А вы Майн Рида читали?»)
- Вы в 5 классе уже познакомились с произведением, в котором герои
также собрались в кругосветное путешествие. Как оно называется?
Чье произведение?
- «Великие путешественники» Зощенко. Дети так же, начитавшись книг о приключениях, решили отправиться в опасное путешествие. Это были Лелечка, Степочка и Минька. Их представление о путешествиях передано через диалог. Чтение фрагмента из рассказа Зощенко.
- Обратимся к тексту Чехова. Внимательно прочитайте фрагмент и
сами составьте парами диалог от имени героев.
7) Чтение фрагмента на с. 255.
8) Работа парами.
9) Выступление учащихся.
-Чье выступление больше понравилось и почему?
- Мальчики должны отправиться в путешествие. Это очень
решительный и ответственный поступок. Послушаем их, пока они не
уехали.
10) Инсценировка фрагмента на с. 256.
11) Обсуждение рассказа.
- Чем создается смешная ситуация? Какие приемы воздействия на
Володю использовал Чечевицын? На чьей стороне вы? Почему?
- Какие эпитеты можно употребить по отношению к Чечевицыну?
Смелый, решительный, безрассудный? Почему?
- Почему замысел маленьких «великих» путешественников не
осуществился? В чем комичность ситуации?
- Еще один прием использовал писатель для раскрытия героев. Это
портрет. Найдите портрет мальчиков.

Завершающая часть:

. Обобщение материала.
- Какие художественные средства использовал А.П,Чехов, чтобы создать юмористический рассказ?
-Мысли
-поступки
-речь
-портрет.
- Какие нравственные уроки преподнес Чехов этой историей,
рассказом?
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как отражает высказывание
великого античного баснописца Эзопа идею рассказа «Мальчики»?

Домашнее задание

Первого уровня:

Прочитать рассказы Чехова «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и подготовить выразительное чтение диалогов.

Второго уровня: Сравнение рассказов Чехова и О Генри

Третьего уровня: Иллюстрация к рассказам

Важно!

Скачивать файлы с нашего сайта могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте под своим логином или зарегистрируйтесь.

Инфо о файле

  • Дата добавления:
    10 Янв 2016
  • Кол-во загрузок:
    0
  • Кол-во просмотров:
    389
Теги:

Комментарии:

    • zbagishaeva

      Очень познавательный урок

    • yulkastr

      Очень насыщенный и познавательный урок

Оставить комментарий