Нравственные уроки в повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина

Нравственные уроки в повести "Станционный смотритель"
А.С. Пушкина
Литература / 7 класс
Учебник: /
Страницы:

Наглядно-демонстрационные материалы:

Вводная часть:

1. Вступительное слово учителя.
Слайд№1. Добрый день, уважаемые ребята и наши гости. Сегодня мы с вами обратимся к одному из самых проблематичных и поучительных произведений в русской литературе – к повести “Станционный смотритель” А.С.Пушкина, проанализируем яркие эпизоды, сопоставим их с евангельской притчей и извлечем свои уроки нравственности.

Основная часть:

2. Беседа по вопросам:
Кто главный герой повести, чем он занимался? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин). Индивидуальное домашнее задание. Давайте совершим экскурсию в единственный музей литературного героя, история возникновения которого занимательна и по сей день. Слайд №2-3.
Музей “Дом станционного смотрителя”
На пути из Петербурга в Москву третья почтовая станция - Выра. А. С. Пушкин 13 раз проезжал через эту станцию. Это бесконечная Пушкинская дорога! Жители Выры уверены, что история, описанная Пушкиным в ,,Станционном смотрителе”, произошла на их тракте, что фамилия Вырин происходит от названия места. А в Выре в здании почтовой станции открыт Музей станционного смотрителя.
История Вырской почтовой станции берет свое начало в 1800 году. В то время здесь проходил Белорусский почтовый тракт. Типичная почтовая станция, отнесенная по "Табелям о рангах" к третьему разряду (18 ямщиков, 55 лошадей), она имела два корпуса: северный и южный – два одноэтажных домика, выложенных из кирпича, оштукатуренных и выкрашенных в розовый цвет. Домики выходили фасадом на дорогу и соединялись между собой кирпичной оградой с большими воротами посередине. Внутри находились две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, пожарная каланча и колодец. Северный корпус станции служил также жилищем смотрителя, за ним и сохранилось название – "Дом станционного смотрителя". Полосатый верстовой столб с цифрами "69" на тракте официально зафиксировал расстояние до Петербурга.
"Дом станционного смотрителя" – первый в нашей стране музей литературного героя, где сделана попытка исторически достоверно воссоздать образ и подобие той обстановки, которую видел каждый, "входя в бедное его жилище", и которую описал Пушкин.
Из небольших сеней, освещённых фонарём со свечой, - вход на “чистую половину для приезжающих”, где господа могли скоротать непогожую пору, дождаться лошадей. Диван, кресло, неприменная лавка у стола, чайная посуда, самовар, горшки с бальзамином на подоконниках и картинки на стенах, изображающие ,,Историю блудного сына”.
В "красном" углу – стол смотрителя. На нем бронзовый подсвечник, ящик для денег, чернильница с гусиным пером, две шнуровые книги.
А вот и комната за перегородкой. Убранство ее воссоздает светелку девушки: диван, сундук для приданого, столик для рукоделия с пяльцами; на комоде портреты отца, зеркало, а рядом – портрет Дуни.
Всюду – приметы "смиренной, но опрятной обители": дорожные сундуки, чемоданы, "кровать с пестрой занавеской", на окнах "горшки с бальзамином", лубочные картинки – "История блудного сына”,– всё это воскрешает в памяти строки пушкинской повести.
• Вы только что прослушали историю “Музея станционного смотрителя”, она нам поможет ответить на вопрос: А.С.Пушкин в своем эпиграфе к повести шутливо и иронично станционного смотрителя называет “диктатором”. Какова жизнь смотрителя на самом деле? (Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям?) (“…Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто не почитал их извергами человеческого рода?”)
• Как сам рассказчик относится к этим служителям почтовых станций?
(Старается войти в их положение, говорит, что они люди мирные, услужливые, скромные в притязаниях на почести.)
• Чем интересны эти люди рассказчику? (Из их разговоров можно почерпнуть много нового и интересного.)
• Кто такие станционные смотрители, по мнению рассказчика?


• Действительно, весьма иронично на фоне пушкинских представлений о станционном смотрителе звучат слова князя Вяземского. Рассказчик с чувством гордости признаётся в том, что есть у него приятели из почтенного сословия смотрителей, а память об одном из них, историю которого писатель запечатлел в повести, особенно ,,драгоценна”ему. И эта ,,драгоценная память“ возвращает автора в месяц май 1816 г. Рассказчик едет на перекладных, платит прогоны за две лошади. Смотрители на станциях не церемонятся. Подумайте, почему?(“Находился я в мелком чине…”) Какие размышления посещают путешественников? Что удивляет его? Почему он так негодует ,,на низость и малодушие смотрителя”?
• Верно, путешественник размышляет:,, Что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила чин чина почитай ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай. Тогда бы приниженный смотритель не посмел бы отдать приготовленную для рассказчика коляску чиновному барину.
Простодушный пушкинский рассказчик размышляет об этих ,,правилах” господствующих в обществе, согласно которым твой чин и богатство позволяют тебе обижать неимущего, а власть имущий может растоптать бедняка.



• Итак, рассказчик, молодой человек, облеченный ,,маленьким чином” приехал на станцию, чтобы отдохнуть, поменять лошадей, переодеться после дождя. Расскажите, какое впечатление производит на гостя Дуня, дочка смотрителя?
• Как ведёт себя гость с хозяевами? Почему так понравились ему смотритель и его дочка?
• Рассказчик-человек добрый, искренний, внимательный. Его умиляют обстановка комнаты, где живут эти добрые люди, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю блудного сына.
• Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?
• Действительно, в современной Пушкину России проблема отцов и детей была не менее важной, чем в наши дни. Библейская история о блудном сыне была размножена в тысячах популярных картинок, которыми простые люди украшали свои избы в назидание отцам и детям. Но Пушкина и здесь не покидает горькая ирония: увы, не по этим картинкам развивается жизнь.

• Найдите портрет Самсона Вырина вначале знакомства. Каким его рисует автор? («Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный сертук с тремя медалями на полинялых лентах.» Стр. 99)
• Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе? (У него была дочь-красавица, которой он так гордился.)
• Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести?
• Почему Вырин превратился в хилого старика, кто в этом виноват? На эти вопросы мы попытаемся ответить подробнее.
• Расскажите о первом появлении на станции гусара Минского! Отвечает ли его облик ,,общеудобному правилу”. ,,чин чина почитай”
• Из каких слов рассказчика мы понимаем, что Дуня произвела сильное впечатление на Минского?
• Чувствует ли бедный отец, что Минский обманывает всех и чем его внезапная болезнь грозит Дуне? Верно, Самсон Вырин добрый и доверчивый человек. Он убеждён в порядочности Минского и невольно отпускает от себя свою дочь, когда гусар предложил довезти её до церкви.
• Передайте состояние бедного смотрителя после отъезда Дуни с гусаром.
• Как смотритель начинает бороться за свою дочь? Какие детали помогают нам глубже понять душу несчастного отца?
• Подумайте, как Минский относится к Дуне? Любит ли её или ,,коварный соблазнитель” играет чувствами девушки?
• Найдите самый яркий по эмоциональному накалу эпизод первой встречи Вырина и Минского. Прочитайте его выразительно. (Стр.105. “Что сделано, того не воротишь…Он сжал бумажки в комок”).
• Почему от этой встречи наворачиваются слезы у бедного отца. Смотри слайд №4. (Происходит психологическая схватка между Минским и станционным смотрителем. Минский хотел купить свое благополучие и заглушить работу проснувшейся совести. Деньги, мятые и небрежно врученные смотрителю, оскорбляют его (Вырина) человеческое достоинство. Впервые в русской критике вместе с образом Вырина рождается определение “маленький человек”).
• Слайд №5. “Маленький человек” – это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.
• Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? (Хочет лично увидеть дочь и убедить ее вернуться домой, и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет: ест и спит…)
• Как живет его дочь в Петербурге? (“ Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною”.) (Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех перемен, которые с ней произошли…)
• Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)
• Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в прошлом: отца, память о себе – контакта “ глаза в глаза” не получилось…)
• Чем закончилась история смотрителя? Пейзаж - осень, серенькие тучи. Почему автор оказался здесь? Специально приехал к смотрителю. А смотритель спился и умер.

• Почему ясно, что прекрасная барыня - Дуня? Она говорит: «Я сама дорогу знаю». Счастлива ли Дуня? Мы узнаем, что у нее трое детей. Она богата: шестерка лошадей, моська. Но почему Дуня плачет?

3. Работа с евангельской притчей.
(Краткий поучительный иносказательный рассказ – притча.) Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна как для простого смертного, так и для художников. (Напомним ее содержание…)
• Индивидуальное домашнее задание.
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).
О БЛУДНОМ СЫНЕ
• Проверка индивидуального домашнего задания. Экскурсия по картине Рембрандта “Возвращение блудного сына” Слайд№6.
• Картины Рембрандта являются вершиной голландской живописи, а одной из таких вершин стала картина "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным.
Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Старик производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте.
Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться "Отец, прощающий блудного сына.
4. Составление таблицы. Слайд № 7.
• Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни? Докажем это.
Притча История Дуни
1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца. 1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.
2. Ведет разгульный образ жизни. 2. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…
3. Радостная встреча сына с отцом. 3. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.
4. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном. 4. Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
5. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына. 5. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.
5. Аналитическая работа. Посмотрите на слайд № 8.
• Прокомментируй картину А.В Венецианова. Какой эпизод изображен на картине?
• Кто оказался счастливее: блудный сын или блудная дочь?
• Чей отец оказался счастливее: блудного сына или блудной дочери? Сравните историю отца блудного сына с историей Самсона Вырина.
История Самсона Вырина История отца блудного сына
1. Сам отправляет Дуню в поездку.
2. Разыскивает и оплакивает бедную дочь.
3. Живет в труде, а потом в нищете.
4. Терпит предательство от близкого человека.
5. Теряет всякий интерес и смысл жизни.
6. Не дожидается возвращения дочери.
7. Предпочитает свести счеты с жизнью.

Завершающая часть:

6. Подведение итогов урока. Работа с эпиграфом. Уроки нравственности сегодня и в прошлом. Слайд№9.
Итак, ребята, наш урок по изучению повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” подходит к концу. Давайте еще раз прочитаем наш эпиграф.
• Откуда взяты строки нашего эпиграфа?
• Как вы понимаете их смысл?
• Давайте посмотрим на священное писание и выберем те высказывания, которые подходят нам в качестве выводов.
У святителя Тихона Задонского отдельно выделены в писании “Обязанности детей по отношению к родителям”:
1. Дети должны испытывать чувство благодарности к своим родителям за то, что они дали им жизнь и воспитали их.
2. Быть послушными.
3. Словом и делом показывать родителям своё почтение.
4. Наказания принимать от родителей как благо и не роптать на них, а, признавая свои ошибки, просить прощения.
5. В нужде и старости родителей питать и со всяким усердием служить им.
6. Детям, которые родителей своих не почитают, Господь законом своим определяет страшные казни.
- Ребята, о чём повесть «Станционный смотритель» А.С.Пушкина?
- О глубокой отцовской любви.
- О дочерней неблагодарности.
- Эта повесть о том, как бедному человеку трудно соперничать с богатым и бедным.
- О ,,маленьком человеке” сохранившем своё достоинство.
- О запоздалом раскаянии ,,блудной дочери”, которая будет жить с чувством вины перед своим отцом. Роскошь, богатство, благополучие, даже самые внушительные, не могут заменить слёз на могиле близкого человека.
- Рассказчик ещё размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что- либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.
-Дуня могла бы давно, ещё при жизни отца, приезжать и продлить его жизнь своим появлением на станции.
- Да, всех тем, которые вы назвали, касалось гениальное перо поэта.
7. Какие нравственные уроки мы можем вынести из этого произведения?

Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Подумайте об этом.

Домашнее задание

Первого уровня: подробный пересказ повести

Второго уровня: Написать творческую работу по теме:
• Можно ли считать, что возвращение Дуни состоялось?
• Почему повесть названа не именем главного героя – “Самсон Варин”?

 

Третьего уровня: Эссе «О запоздалом раскаянии»

Важно!

Скачивать файлы с нашего сайта могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте под своим логином или зарегистрируйтесь.

Инфо о файле

  • Дата добавления:
    10 Янв 2016
  • Кол-во загрузок:
    0
  • Кол-во просмотров:
    2021
Теги:

Комментарии:

    • yulkastr

      В настоящее время проведение таких  очень важно, так как с каждым годом у учащихся теряется чувство патриотизма

Оставить комментарий