Олимпиадные задания

 

 Задания для 5-6 класса

Ученики 5-6 класса не выходят на дальнейшие этапы олимпиады, поэтому нет смысла давать им те же задания, что и для старшеклассников. Задания для пяти-шестиклассников должны быть посильны, занимательны, интересны, они должны формировать у ребят желание заниматься литературой – и в то же время, опираясь на полученные в школе знания, исподволь готовить их к настоящим олимпиадным испытаниям. С учетом этого ученикам 5-6 класса предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа, опираясь на предложенные вопросы. Время выполнения – не более двух астрономических часов. Максимальный общий балл за оба задания – 50.

Особо подчеркнем: методические комиссии вправе придумать свои задания других типов или взять за основу предложенные ниже. Главное, чтобы эти задания работали на привлечение школьников к литературе. В течение ближайших лет имеет смысл создать в интернете общий банк заданий разных типов, прошедших апробацию и хорошо себя зарекомендовавших.

Приведем примеры возможных заданий и прокомментируем их.

 

Задание № 1

После сложнейшего отбора вы попали в список колонистов, отправляющихся обживать Марс. Командир марсианской экспедиции назначил вас главным библиотекарем и поручил составить перечень из 5-10 книг, которые могут быть полезны колонистам в их нелегком деле. Назовите эти книги, к каждой из них дайте краткую аннотацию (2-3 предложения), объясняющую ваш выбор.

 

Комментарии к заданию №1

При отборе информации для выполнения этого задания ученик должен будет не только продемонстрировать свой читательский диапазон, но и показать умение определять тематику и проблематику произведения, соотносить их с конкретной жизненной ситуацией, лучшие из участников – способность к сопоставлению книг разных авторов. При этом произведения не обязательно должны непосредственно соотноситься с определенными обстоятельствами жизни. Возможно, школьник решит подчеркнуть необходимость для человека, оказавшегося в экстремальных обстоятельствах космической экспедиции, находить поддержку в вечных ценностях, которые несет в себе литература.  А может быть, он обратится к игровой литературе –– варианты тут бесконечны. Важно, как именно школьник объяснит свой выбор. Кроме того, данное задание позволяет проверить речевые навыки школьников, прежде всего – умение в краткой форме представить суть художественного произведения.

Рекомендуемое количество баллов – 30.

Примечание. Поскольку проверка работ осуществляется в каждой конкретной школе, то каждому конкретному жюри придется проверять в сумме не так много работ. Это обеспечит единство подходов к проверке. Перед проверкой целесообразно договориться о том, как распределять предложенные баллы, и составить свои рабочие критерии. К примеру, по 1 баллу можно давать за каждое названное произведение (до 10 баллов), еще по 1 баллу – за обоснованность и оригинальность выбора произведения; наконец, до 10 баллов можно оценивать стиль и качество аннотаций

 

Задание № 2

Прочтите русскую народную сказку.

 

ЧЕРТ И МУЖИК

В некотором царстве, в некотором государстве было озеро. Берега у этого озера были высокие, обрывистые. Повадился ходить на берег чёрт. И ходил каждую ночь. Как только настанет полночь, выходит из воды косматый, седой старик, сядет на берег и закричит:

— Год года хуже! Год года хуже!

Надоело это мужику — он жил недалеко от берега. Припас мужик березовую дубину и стал ждать.

Вот наступила полночь, выходит из воды черт. Сел на берег, поджал ноги под себя и ну кричать:

— Год года хуже! Год года хуже!

А мужик подкрался сзади да как тяпнет дубиной черта по затылку, тот только и крикнул:

— Хуже не будет!

И скрылся в воде.

Больше с той поры черт не выходил на берег.

(Из сборника В.Н. Серебренникова)

 

Выполните следующие задания:

1. Перечислите кратко, какие особенности этой сказки говорят о том, что она является народной, фольклорной, а не литературной, авторской.

2. Перепишите сказку таким образом, чтобы она приобрела черты авторской, литературной – к примеру, стала вашей собственной литературной обработкой народной сказки.

 

Комментарий к заданию № 2

Данное задание проверяет знание, школьниками особенностей фольклорных сказочных текстов и их отличий от литературных и одновременно позволяет продемонстрировать детям свои творческие способности – умение создавать собственные сказки с использованием определенных художественных приемов и ходов. Предполагается, что в данной сказке ученики должны отметить следующие особенности, говорящие о ее фольклорной природе:

- автор анонимен;

- действие разворачивается в условном, сказочном времени и пространстве;

- герои типичны для народных сказок, лишены характеров, наделены только функциями;

- используются устойчивые формулы и эпитеты.

Выполняя вторую часть задания, школьники могут дать волю своей фантазии:

- «авторизовать» сказку; добавить в сюжет авторских деталей;

- конкретизировать место и время, наделить их реальными чертами;

- психологизировать своих героев, наделить их характерами и эмоциями, используя для этого выразительные средства;

- осовременить язык сказки, использовать литературные средства выразительности (пейзажную зарисовку, метафоры и сравнения, иные тропы и фигуры);

- выявить авторскую позицию, свое отношение к событиям.

Рекомендуемое количество баллов – 20.

Примечание

Поскольку проверка работ осуществляется в каждой конкретной школе, то каждому конкретному жюри придется проверять в сумме не так много работ. Это обеспечит единство подходов к проверке. Перед проверкой целесообразно договориться о том, как распределять предложенные баллы, и составить свои рабочие критерии. К примеру, за каждый из перечисленных выше пунктов можно начислять по 2 балла. При этом можно воспользоваться рекомендациями, данными для проверки работ учеников 7-8-х и 9-11-х классов. В любом случае при проверке работ стоит не забывать о здравом смысле и в спорных ситуациях вспоминать о живом олимпиадном духе, а не о мертвой букве инструкций.

 

 Задания для 7-8 класса

Ученики 7-8 классов участвуют в школьном и в муниципальном этапах олимпиады, но на региональный и заключительный не выходят. Задания для них должно быть сложнее, чем для пяти-шестиклассников, но строиться на тех же принципах посильности, занимательности и ориентированности на подготовку к настоящим олимпиадным испытаниям в дальнейшем. С учетом этого ученикам 7-8 классов предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа, опираясь на предложенные вопросы. Время выполнения – не более трех астрономических часов. Максимальный общий балл за оба задания – 50. Приведем примеры возможных заданий и прокомментируем их (муниципальные методические комиссии вправе придумать свои задания других типов или взять за основу эти, соблюдая преемственность заданий на школьном и муниципальном этапах).

 

Задание № 1

Учитель поручил вам организовать встречу класса с интересным человеком. И вы привели в класс… своего любимого литературного героя! Прежде чем дать ему слово, вы представили его одноклассникам, произнеся речь на 5 минут (примерно 1,5-2 страницы рукописного текста). Запишите эту речь.

 

Комментарии к заданию №1

Выполнение такого рода творческих заданий поможет ученикам 7-8-х классов готовиться к решению тех нестандартных филологических задач, которые будут предлагаться им на различных турах олимпиады в 9-11-х классах, в том числе и к устному туру всероссийского этапа.

Оценивая работы, важно учитывать следующее: при выполнении этого задания ученикам придётся продумать, какие именно детали, характеризующие персонажа, помогут им создать не просто зрительный, но и объёмный образ, отобрать наиболее значимые из них – для этого необходимо продемонстрировать не только детальное знание текста. Кроме этого, ученики должны показать умение заинтересовывать читателей/слушателей,  выделяя наиболее яркие и важные стороны художественного образа персонажа, подчеркивать актуальность его образа, если это возможно или необходимо – рассказать вкратце его биографию. Не исключено, что учащиеся в своей речи расскажут о том, что им известно об истории создания произведения, о творческой биографии автора.

Оценивать работы следует, безусловно, учитывая богатство словаря ученика и разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте, который создаст ученик. Важно, чтобы ученик построил высказывание, рассчитанное на устное исполнение, содержащее приемы, характерные для устной публичной речи. Напомним, что на заключительном этапе олимпиады учеников 9-11 класса ждет устный тур; наше задание может стать своеобразной подготовкой и к нему.

Поскольку 7-8-миклассникам предстоят соревнования и на муниципальном уровне, вопрос о единстве критериев проверки встает более остро, чем в случае с 5-6-тиклассниками, которые соревнуются друг с другом только внутри школы. Поэтому при решении о том, как «распределить» предложенные баллы, можно ориентироваться на более жесткие критерии оценки, которые предложены для учеников 9-11 класса (см. ниже) – с поправкой на возраст и на более творческий характер задания, осложняющий регламентацию. В любом случае среди этих критериев должны присутствовать следующие:

  - цельность, стройность работы;

  - понимание задания и умение работать в предложенном направлении;

  - адекватность и точность выбора средств для выражения собственной мысли;

  - умение приводить для доказательства текст произведения;

  - умение использовать риторические приемы.

Рекомендуемое количество баллов – 20.

 

 

Задание №2

 

1. Прочитав приведенные ниже стихотворения, определите, что в детстве читали Александр Блок и Марина Цветаева. Каких героев, какие эпизоды упоминают в своих стихах поэты? Чем отличаются маленькие читатели, выбор ими книг? В чем разница их воспоминаний о книгах?

2. В стихотворении М. Цветаевой намеренно пропущена последняя строчка, полностью состоящая из имен героев книг. Попробуйте восстановить эту строчку, опираясь на текст стихотворения.

3. Читали ли вы книги, которые называются/упоминаются/описываются в этих стихотворениях? Совпадают ли ваши впечатления с впечатлениями авторов стихотворений? Если бы вы рассказывали кому-то о своем чтении, какие книги вы вспомнили бы в первую очередь?

 

Александр Блок «Сны»

 

И пора уснуть, да жалко,

  Не хочу уснуть!

Конь качается качалка,

  На коня б скакнуть!

 

Луч лампадки, как в тумане,

  Раз-два, раз-два, раз!..

Идет конница... а няня

  Тянет свой рассказ...

 

Внемлю сказке древней, древней

  О богатырях,

О заморской, о царевне,

  О царевне... ах...

 

Раз-два, раз-два! Конник в латах

  Трогает коня

И манит и мчит куда-то

  За собой меня...

 

За моря, за океаны

  Он манит и мчит,

В дымно-синие туманы,

  Где царевна спит...

 

Спит в хрустальной, спит в кроватке

  Долгих сто ночей,

И зеленый свет лампадки

  Светит в очи ей...

 

Под парчами, под лучами

  Слышно ей сквозь сны,

Как звенят и бьют мечами

  О хрусталь стены...

 

С кем там бьется конник гневный,

  Бьется семь ночей?

На седьмую – над царевной

  Светлый круг лучей...

 

И сквозь дремные покровы

  Стелются лучи,

О тюремные засовы

  Звякают ключи...

 

Сладко дремлется в кроватке.

  Дремлешь? – Внемлю... сплю.

Луч зеленый, луч лампадки,

  Я тебя люблю!

 

Марина Цветаева «Книги в красном переплёте»

 

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тот час же к вам, бывало,

- Уж поздно! – Мама, десять строк!...–

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки...

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет, в воздухе свежо...

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры...

Кладбище... Вещий крик совы....

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком – корона...

Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы...

- О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О золотые имена:

………………………………….

 

Комментарий к заданию № 2

 Выполнение данного задания поможет ученику в подготовке к целостному анализу поэтического текста, который будет ему предложен в старших классах.

  Поскольку ученики 7-го класса, участвуя в олимпиаде, ещё не в полной мере владеют навыками целостного анализа текста, целесообразно придумать задание, которое поможет им сконцентрироваться при ответе на конкретные вопросы, но при этом проявить понимание специфики лирического текста в целом. Предложенное нами задание проверяет несколько различных знаний и умений школьника:

- знание произведений фольклора и литературы, упомянутых в стихотворениях;

- умение выявлять особенности лирических героев стихотворений;

- умение осуществлять сопоставительный анализ стихотворений, в частности – их лирических субъектов.

При проверке работы, безусловно, необходимо оценить и читательский кругозор и эрудицию ученика, и богатство словаря, и разнообразие использованных синтаксических конструкций. При оценивании работы можно распределить баллы по очерченным умениям и навыкам (по 5 баллов за каждое – итого 15 баллов); 10 баллов можно дать за рассказ о собственном чтении; дополнительные баллы (5 баллов) оставить для оценивания богатства речи учащегося и общей оригинальности его работы.

Рекомендуемое количество баллов – 30.

 

 Задания для 9-11 классов

Ученики 9-11 класса могут принять участие во всех этапах олимпиады, поэтому задания для этих классов выстроены на всех этапах по единой сквозной логике.

            В связи с тем, что заключительный этап олимпиады проводится в три тура, а школьный, муниципальный и региональный этапы – в один, ученикам на этих этапах предлагаются комплексные задания, содержащие в себе элементы двух первых туров заключительного этапа (третий тур – устный, он входит в обязательную программу только заключительного этапа, его проведение на муниципальном и региональном этапах возможно в тренировочном режиме по решению соответствующих оргкомитетов).

            Участникам заключительного этапа олимпиады придется выполнять два типа заданий: аналитическое – целостный анализ текста (1 тур) и творческое (2 тур). Соответственно, школьный этап олимпиады для учеников 9-11 класса тоже состоит из аналитического задания (оно разбито на две части: первая нацелена на проверку теоретико-литературных знаний и умения их применять при анализе текста, вторая представляет собой анализ художественная произведения с опорой на предложенные в задании вопросы; время выполнения 3,5-4 астрономических часа, максимальный балл – 10 и 60 соответственно) и творческого задания (время выполнения – 1-1,5 астрономических часа, максимальный балл – 30). Внутри общего времени (5 астрономических часов) ученик распределяет количество времени для работы над аналитическим и творческим заданием самостоятельно. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов.

 

Аналитическое задание

В качестве первого задания участнику олимпиады предлагается провести целостный анализ текста – прозаического или поэтического.

Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки. В определении методов и приемов анализа, порядка изложения своих мыслей ученик может опираться на предложенные в задании вспомогательные вопросы (что не отменяет создания цельного, связного, объединенного общим замыслом аналитического текста). Важно, чтобы анализ текста приводил ученика-читателя к главному – пониманию автора, смысла его высказывания, его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится учеником для того, чтобы уточнить первичное понимание, увидеть произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл – и на основе этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения.

Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и скрупулезное описание всех его структурных уровней – от фонетической и ритмико-метрической стороны до контекста и интертекста. Мы рекомендуем сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нем и в наибольшей степени “работают” на раскрытие заложенных в нем смыслов. Специально оговариваем также: анализ текста – это не повод демонстрировать знание филологической терминологии; вопросы на опознание терминов в первом задании имеют целью привлечь внимание ученика к их художественному назначению в тексте, характеристике их функциональной нагрузки. Цель же анализа предложенного произведения состоит не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие терминов в работе еще не означает научности. Гораздо важнее сказать о своем понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозированно.

    Для анализа на школьном этапе олимпиады следует подбирать тексты небольшого объема; на материале предложенного текста даются и теоретико-литературные задания (с учетом уровня знаний у ученика 9, 10 и 11 классов соответственно). Оптимальное количество вопросов к тексту – три (в примерах заданий мы приводим их больше исключительно с целью показать возможные направления для постановки вопросов).

Рекомендации по выбору художественных текстов для целостного анализа:

1) объем текста – в пределах 4-5 книжных страниц;

2) авторство текста совершенно не обязательно увязывать с той эпохой, которая изучается в историко-литературном курсе в соответствующем классе; могут быть выбраны произведения как классиков, так и  писателей второго ряда – главное, чтобы текст не был безликим или прямолинейно тенденциозным;

3) необходимо отбирать тексты, которые позволяют продемонстрировать связь между сложностью их формальной организации и глубиной, неоднозначностью содержания;

4) желательно учитывать возрастные особенности и читательские потребности школьника.

Примеры заданий

9 класс

Задание №1

Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведенном далее произведении И.С.Тургенева «Собака»? Объясните художественное назначение (функции) этих приемов/ явлений в данном произведении.

1.1. ……………. – произведение, поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

1.2. ……………. – вопрос, который задают, не ожидая на него ответа.

1.3. …………….. – сближение предметов или явлений по сходству, сравнение без сравнительного союза.

1.4. …………….. – стихотворная повесть, в сюжете которой в жизнь героев вторгаются какие-то потусторонние силы – в реальности или во сне.

 

Задание №2

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

 

Собака

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! это не животное и не человек меняются взглядами...

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль, 1878

 

Опорные вопросы:

а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?

б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?

в) Как автору удается сделать статичную “немую” сцену эмоционально насыщенной, передающей движение мыслей и чувств?

г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?

 

 

10 класс

Задание №1

Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведенном далее рассказе А.Приставкина «Фотографии»? Объясните художественное назначение (функции) этих приемов в данном произведении.

 

1.1. ………………………….. – перенос значения по смежности.

1.2. ………………………….. – одинаковое начало строк, предложений, абзацев.

1.3. ………………………………. – образное, выразительное определение.

1.4. ……………………… – сочетание несочетаемого.

 

 

Задание №2

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

 

 

А. Приставкин

ФОТОГРАФИИ

 

Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

— Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.

— Болеет... — повторяла девочка.

— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.

— Бьет...

— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.

— А здесь?

— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: “Людочка и я. Людочка и я...”

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка...

— А мама?

— Мама? Где же мама? Наверное, затерялась... Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.

Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я..

— А где же папа?

— Папа? Сейчас посмотрим.

— Затерялся, да?

— Ага. Затерялся.

И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

— Насовсем затерялся?

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...

Мне зачитали ответ.

В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.

— Вот Людочка. А вот я.

— А еще?

— Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?

 

Опорные вопросы:

а) Какой цели – в понимании героя-рассказчика – служит разглядывание вместе с младшей сестренкой фотографий? С чем связаны «потери» фотографий?

б) При помощи каких деталей и подробностей передана в рассказе реакция героя-рассказчика и его сестренки на смерть?

в) Проследите за «эволюцией» образа тети в рассказе. Почему рассказчик умалчивает о том, как сложилась ее судьба?

г) Какой смысл герой-рассказчик вкладывает в слова «нас очень много», показывая Людочке всего две фотографии – ее и свою?

д) Как изменилось бы наше восприятие рассказа, если бы повествователь сообщал о переживаемых им во время встреч с сестренкой чувствах?

 

 

11 класс

Задание №1

Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведенном далее стихотворении И.Анненского «Дремотность»? Объясните художественное назначение (функции) этих приемов в данном произведении.

 

1.1. .................. – повтор одинаковых или близких по звучанию согласных.

1.2. .................. – перестановка букв, дающая новое слово.

1.3. …………………… – стихотворная форма из 14 строк; стихи располагаются по схеме 4+4+3+3 либо 4+4+4+2.

1.4.  …………………… – повтор одного и того же слова/оборота в начале соседних строк.

 

 

Задание №2

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

 

Дремотность

 

В гроздьях розово-лиловых

Безуханная сирень

В этот душно-мягкий день

Неподвижна, как в оковах.

 

Солнца нет, но с тенью тень

В сочетаньях вечно новых,

Нет дождя, а слез готовых

Реки — только литься лень.

 

Полусон, полусознанье,

Грусть, но без воспоминанья

И всему простит душа…

 

А, доняв ли, холод ранит,

Мягкий дождик не спеша

Так бесшумно барабанит.

 

Опорные вопросы:

а) Какой вы представляете себе ситуацию, вызвавшую монолог лирического героя стихотворения? Как создается его образ в произведении?

б) Как объяснить несоответствие отдельных описаний, данных в стихотворении: «душно-мягкий день» и ранящий «холод», «нет дождя» и «мягкий дождик… барабанит»?

в) Составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя?

г) Проанализируйте акустическую организацию стихотворения: выделите фонетические повторы, соотнесите значение маркированных этими повторами слов. Как их использование «достраивает» семантику заглавия?

д) Какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики?

е) Какую твердую жанровую форму напоминает по своему  строению  (строфикой, рифмовкой) это стихотворение? В  чем нарушает ее правила? Чем может быть вызвано   обращение автора к данной традиции - и отступление от нее?

ж) Прокомментируйте особенности поэтического синтаксиса. В чем, по-вашему, смысл незавершенности, недоговоренности в стихотворении?

 

 

Критерии оценки аналитического задания

 

            Критерии оценки аналитического задания распространяются как на работы, в которых анализируется прозаическое произведение, так и на работы, посвященные анализу поэзии.

Задание №1 оценивается следующим образом: по 1 баллу дается за каждый верно указанный термин; по 2 балла – за точное, обоснованное описание функции обозначенного этим термином явления в предложенном произведении (один из терминов не относится к тексту, поэтому оценка будет ограничена в этом случае 1 баллом).

 

Итого:  максимальный балл 10 баллов

 

Ответы:

9 класс:

1.1. – стихотворение в прозе

1.2. – риторический вопрос

1.3. – метафора

1.4. – баллада (не имеет отношения к тексту И.Тургенева)

 

10 класс:

1.1. – метонимия

1.2. – анафора

1.3. – эпитет

1.4. – оксюморон (не имеет отношения к тексту А.Приставкина)

 

11 класс:

1.1 – аллитерация

1.2. – анаграмма

1.3. – сонет

1.4. – анафора (не имеет отношения к тексту И.Анненского)

 

Задание №2. С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четверка», четвертая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четверке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

 

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие  этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов.  Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

 

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

 

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

 

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использовании фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

 

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

 

Итого: максимальный балл  –  60 баллов

 

N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение – лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.

 

Творческое задание

Второй тур заключительного этапа – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, ученого и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса. Задания этого тура разнообразны и варьируются год от года. Для школьного этапа 2014/2015 года предлагаем в качестве примера творческого задания следующее (один и тот же тип задания может быть использован в 9, 10 и 11 классах):

Представьте, что вы – выпускающий редактор новогоднего номера литературного журнала. Вам нужно отобрать из пришедших от различных авторов стихотворений одно-два – не более (поэтическая рубрика ограничена по объему; тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений (ваше выступление/служебная записка/внутренняя рецензия должно/а уложиться примерно в 300-350 слов):

 

1.

Спаситель родился
в лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и выматывал душу
из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
смотрела, как трех караванов дороги
сходились в пещеру Христа, как лучи.

 

2.

Новогодняя ночь

В глазах рябит от мишуры
Огней сверкание повсюду.
Гирлянды, звездочки, шары –
Здесь все опять готово к чуду.

 

Бокалы часа своего
Дождутся. Вот еще минута,
И дружно грянет торжество
Под залпы пробок и салюта.

Нас Новый год одарит вновь
Погодой ветреной и снежной.
За процветанье и любовь
Мы выпьем с верой и надеждой.

 

И будет ночь смотреть в окно,
На лица и зверюшек маски.
Но в жизни так заведено –
Придет конец и этой сказке.

 

Утихнет тот хрустальный звон,
Начнут иголки осыпаться...
Ну а пока – всё, словно сон.
И неохота просыпаться!

 

3.

На 1 января 2000 года

Подошла к кольцу двадцатка.

Валит белый снег.

Остановка. Пересадка

в двадцать первый век.

 

Только кто-то вот не вышел,

не успел, уснул...

Ну, а ты средь тех, кто выжил,

в новый век шагнул.

 

Но, с толпою на посадку

поспеши, дружок,

встань на заднюю площадку,

продыши кружок.

 

Видишь, старый век, как Китеж,

тонет позади?

Погляди, покуда видишь.

Да и потом  – гляди.

 

 

 

Критерии оценки творческого задания

1.Уместность выбора стихотворений и обоснованность аргументации (приводятся наблюдения над художественными особенностями и содержанием выбранных текстов).

Максимально 15 баллов.

2.Соответствие выбранного учеником жанра композиционно-стилистическому воплощению текста.

Максимально 5 баллов.

3.Знакомство с историко-культурным контекстом, умение вписать выбранные стихотворения в определенный литературный фон, соотнести с литературной традицией (в том числе оценивается наличие/отсутствие фактических ошибок в историко-литературном материале).

Максимально 5 баллов.

4.Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций.

Максимально 5 баллов.

 

Итого: максимальный балл – 30 баллов

 

Рекомендации составителям творческого задания

Цель этого задания – не только проверить способность ученика различать тексты, построенные по поэтическим клише (стихотворную «гладкопись»), и по-настоящему оригинальные поэтические произведения, имеющие высокое художественное качество безотносительно к фамилии автора, но и выявить творческие способности ученика, его умение создать самостоятельный литературоведческий текст – по сути, небольшую редакционную рецензию с сопоставительным разбором трех текстов. Подбирать стихотворения стоит так, чтобы резче провести различие между оригинальными поэтическими текстами и теми, что массово выкладываются на популярных сайтах (например, на www.stihi.ru).

Комментарий:

текст №1 – стихотворение И.Бродского,

№2 – стихотворение А.Бывшева (пос. Кромы Орловской области; источник: “Сельская газета”, Информационный портал Новопокровского района Краснодарского края.  - URL: http://selgazeta.ru/tvorchestvo-chitateley/novogodnyaya-noch.html

текст №3 – стихотворение Л.Лосева.

 

 

Важно!

Скачивать файлы с нашего сайта могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте под своим логином или зарегистрируйтесь.

Инфо о файле

  • Дата добавления:
    10 Янв 2016
  • Кол-во загрузок:
    0
  • Кол-во просмотров:
    1470
Теги:

Комментарии:

Оставить комментарий