Урок-обобщение: Фольклор ( 5 класс)

«Фольклор»  (урок литературы в 5 классе)
Литература / 5 класс
Учебник: Литература для 5 класса / В.Я. Коровина
Страницы: 8-42

Наглядно-демонстрационные материалы:

Вводная часть:

При обобщении и систематизации знаний акцентируется внимание учащихся на следующих вопросах программы:
-повторение знакомых жанров русского народного творчества;
-малые жанры фольклора;
-сказка как вид народной прозы;
-сопоставление русских и башкирских жанров фольклора.
Специфика данного урока заключается в том, что систематизация и обобщение изученного осуществляется следующими методами:
-объяснительно-иллюстративный (слово учителя);
-наглядный (рисунки, иллюстрации);
-репродуктивный.
В основе урока положена модель подвижного урока В.Ф. Базарного.
Целью модели подвижного урока является создание здоровьесберегающих условий обучения на уроке через увеличение двигательной активности.
Задачи модели подвижного урока:
-осуществление двигательной активности учащихся на уроке;
-реализация здоровьесберегающих функций урока через проведение оздоровительных пауз, активное передвижение учащихся по классу;
-введение режима динамических поз для сохранения работоспособности школьников.
В ходе реализации цели урока используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы.
Основными принципами урока является принцип доступности, принцип прочности, систематичности и последовательности.
Использование межпредметных связей (русский язык, живопись, музыка, башкирский язык) позволяет значительно расширить кругозор учащихся.

Конспект урока.
Цель:
повторение знакомых жанров русского народного творчества.
Задачи:
-развивать творческие способности и коммуникативные умения учащихся;
-формировать положительные нравственные ориентации;
-привить интерес к произведениям устного народного творчества.

Ход урока.
1 Организационный момент.
Записи на доске: Что за прелесть эти сказки!
Сказка — ложь, да в ней намек.
Добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин.

Красна речь пословицей.
* * *
Вот как хорошо сочиняют мужики.
Все просто, слов мало, а чувства много”.
А.Л. Толстой.

Сегодня итоговое занятие по теме “Фольклор”.
— Что такое фольклор? Из какого языка заимствовано?
— Кто является автором фольклорных произведений?

Основная часть:

Фольклор (от анг. folk — народ, lore — мудрость) — народная мудрость. Фольклор мы называем устным народным творчеством, потому что он создавался народом, передавался из уст в уста, из одного поколения к другому. Красота фольклора открывается уже в старинных колыбельных песнях. Знаете ли вы их?
— Детский фольклор представляет собой небольшую пародию на стереотипы мира взрослых. Это и закличка, и считалка, и скороговорка, и дразнилка.
Закличка — обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам...
Считалка — игра, счетом решали, кому водить.

Угадайте жанры фольклора.
а) Зимою греет, в) Ягодка, малинка,
Весною тлеет, Медок, сахарок
Летом умирает Поди вон, королек,
Зимой оживает. (Снег) Там тебе место
(Загадка) В кислое тесто (Считалка)
б) Дождик — дождик, гуще,
Я насею гущи, г) На дворе трава,
Цельну кадушку На траве дрова. (скороговорка).
Сверху лягушку. (Закличка).
д) Круглая, а не месяц, е) Солнышко, солнышко, выгляни
Желтая, а не масло, в окошко. (Закличка).
С хвостиком, а не мышь.
(Загадка) (репа)

А сейчас сделаем физкультминутку под «Песню веселых утят».
2.— Знаете ли вы малые жанры фольклора? Назовите их.
Пословицы и поговорки — отражение народной мудрости. Они являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций.
Поговорка — законченное суждение, а пословица — часть суждения.
Пословица недаром молвится.
Глупая речь не пословица.
Красна речь пословицей.
— Вспомните несколько пословиц.
— Употребляете ли вы их в своей речи?
— Объясните смысл пословиц и поговорок.
а) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
б) Слово не стрела, а хуже стрелы разит.
в) Любишь кататься, люби и саночки возить.
г) С кем поведешься, от того и наберешься.
д) Не копай другому яму, сам туда попадешь.
е) Делить шкуру неубитого медведя.

— Знаете ли вы пословицы на башкирском языке?
— Покажите пантомиму на любую пословицу.

3. Любимый жанр фольклора у детей и взрослых — загадки. Загадками испытывается сообразительность человека.
— Какие загадки вы приготовили своим товарищам?
— Какие однокоренные слова можно подобрать к слову загадка? (загадочный, загадать, гадать, гадалка).

4. Еще один популярный жанр фольклора — обряд, который предусматривает правила поведения человека в той или иной ситуации. Обряд связан с предметами, с которыми производятся ритуальные действия. Обряд происходит в определенное время и в определенном месте. Мы говорили на прошлом уроке об обряде венчания, крещения ребенка.
— А знаете ли вы об обрядах башкирского народа?
(похищение невесты, кыз йэшереу, выкуп невесты, никах туйы, килен тошороу, бишек туйы).
Инсценировка обряда «килен тошороу»,
— Есть календарные обряды, поверия. По народным представлениям, на закате плохо браться за новую работу, после захода солнца нельзя ничего отдавать из дому, стричь волосы, ногти. В полдень нельзя находиться в поле, нужен перерыв в работе, иначе накажет полудница. В полночь опасно выходить из дому: света белого не видно и ночные духи обступают человеческое жилище.
— Рассказывают ли вам ваши бабушки и дедушки обряды и поверия?

5. Сказку любят все.
“Что за прелесть эти сказки!” — писал А.С. Пушкин.
А что такое сказка? (Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).
— Подберите однокоренные слова к слову “сказка”?
(Сказать, рассказывать, сказочный, сказочник)
(от слова баять, бахарь — рассказчик сказок).
— Кто автор сказок?
— Как сказки дошли до нас?
— Когда сказка вошла в вашу жизнь?
— Есть ли у вас любимые сказочные герои?

А теперь поиграем в игру «Лучший знаток народных сказок».
Конкурсы
а) Какие знаете сказочные элементы? (присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты, повторы)
б) Кто больше знает сказочные зачины?
(“Жил да был...”, “Жили-были...”, “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “За тридевять земель, в тридесятом царстве...”, “В старые годы у одного царя было три сына...”.
в) На какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, сказки о животных).
г) Назовите цели видов сказок.
Цель волшебных сказок — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.
Цель сказок о животных — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства человека.
Задача бытовых сказок — рассказать о необычном происшествии: действие происходит в обычной обстановке, показать пороки людей.

д) Послушайте сказки. Определите, к какому виду сказок относятся. Чему учат? (Звучит запись сказок “Хвастливая лягушка”, “Заяц-хваста”, “Бык и лошадь”, “Три калача и баранка”).
е) Инсценировка сказок
(“Репка”, “Три медведя”, “Колобок”).
ж) Подберите постоянные эпитеты з) Какие качества человека
к словам: олицетворяют животные:
девица — красная лиса — хитрость
молодец — добрый медведь — неуклюжесть
море — синее волк — глупость
поле — чистое заяц — трусость
тучи — черные сова — ум
лес — дремучий сорока — болтливость
луга — зеленые пчела — трудолюбие

6. Мы говорили о народных сказках. А ведь еще есть сказки, которые писатели написали. Известны сказки А.С. Пушкина, Н.Гоголя, М.Лермонтова, Л.Толстого. Прежде чем взяться за создание сказки, писатели изучали, как они построены, какими словами написаны. А потом и сами сочиняли. Сказка, у которой есть автор, называется авторской, литературной.
— Знаете ли вы, кто написал сказки
“Спящая царевна?” — В. Жуковский
“Аленький цветочек?” — С. Аксаков
“Каменный цветок?” — П. Бажов.
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?” — А. Пушкин.

Завершающая часть:

7. Сегодняшний урок был посвящен фольклору. Вы хорошо поработали. Знакомство со сказками, но уже с авторскими, продолжим на следующих уроках. А с другими жанрами устного народного творчества: песней, былинами, мифами — мы познакомимся в 6—8 классах.

Домашнее задание

Первого уровня: пересказ любимой сказки

Второго уровня: сочинить сказку.

 

Третьего уровня: синквейн «Фольклор»

Важно!

Скачивать файлы с нашего сайта могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте под своим логином или зарегистрируйтесь.

Инфо о файле

  • Дата добавления:
    10 Янв 2016
  • Кол-во загрузок:
    0
  • Кол-во просмотров:
    560
Теги:

Комментарии:

Оставить комментарий