Карточки по теме: Бессоюзные сложные предложения

Карточка В1

Найдите бессоюзные предложения. Выпишите их номера и объясните расстановку знаков препинания. (Какой союз можно было бы вставить?)

(1) Шмель пишет письма. (2) Если не веришь, попробуй как-нибудь последить за шмелем.

(3) Как-то странно ведет себя сегодня шмель: то в одном месте коснется коры дерева, то в другом.

(4) Потом летит к следующему дереву и тоже касается в разных местах его коры или кусает листья и веточки. (5) Но летит шмель от дерева к дереву, не прямо – он делает большой круг. (6) И в конце концов возвращается к первому дереву. (7) Долго люди не могли понять: что же такое происходит со шмелями? Но вот несколько лет назад ученые наконец открыли секрет этих насекомых: оказывается, шмели «пишут письма» шмелихам.

(По Ю.Дмитриеву)

 

 

 

Карточка В2

Подчеркните грамматические основы. Переконструируйте все бессоюзные сложные в союзные. Что случится со знаком препинания?

1. Раздался выстрел – зверь продолжал бежать.

2. Ни одной птицы не было слышно: все притаились и замолкли.

3. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

4. Ударил сильнейший гром – все окна задрожали.

5. Давно пора бы каждому свернуть с дороги – они рядком идут.

 

 

 

 

Карточка В3

Из каждой пары простых предложений составьте два бессоюзных: с двоеточием и с тире. (Укажите

предполагаемый союз.)

1. Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.

2. Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше.

3. Мы собирались в лес. Дрова были на исходе.

4. Я стал прислушиваться. Возле дома раздавались чьи-то шаги.

5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать.

6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.

 

 

 

 

 

Карточка В4

а) Допишите, бессоюзные предложения.

А. Нас охватило чувство страха … (причина).

Б. Я давно написал другу письмо … (противопоставление).

В. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).

б) Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

в) Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги…, чтобы получились предложения следующих типов:

1) простое с однородными членами (без союзов);

2) бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую.

3) бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой.

 

 

 

 

 

Карточка В5

а) Какова роль тире в предложении Ребята – их было четверо – держались в стороне?

А. Разделяют подлежащее и сказуемое.

Б. Обозначают пропуск члена предложения.

В. Разделяют части сложного бессоюзного предложения.

Г. Выделяют вводное предложение.

б) Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Попробовал бежать – ноги от страха не двигались.

А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

В. Второе предложение включает в себя вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

в) Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

А. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

 

 

Важно!

Скачивать файлы с нашего сайта могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте под своим логином или зарегистрируйтесь.

Инфо о файле

  • Дата добавления:
    10 Янв 2016
  • Кол-во загрузок:
    0
  • Кол-во просмотров:
    611
Теги:

Комментарии:

    • zbagishaeva

      Думаю, выполнив эти задания, учащиеся лучше подготовятся к сдаче ОГЭ

    • yulkastr

      Такие задания необходимы по каждому предмету, учащиеся получают возможность проверить свои знания с помощью карточек, такая система является эффективной, если применять его на каждом уроке, но при смешивании с выполнением тестовых заданий.

    • Наташа

      Спасибо большое, Гульнара Юлаевна, ОТЛИЧНЫЙ материал к уроку!!!

Оставить комментарий