Марафон "Лексический"

Марафон «Лексический»

 

I. Постановка проблемного вопроса

 

Задание. Выпишите в столбик термины, которые имеют отношение к лексике, и кратко объясните их.

 

Интонация, антонимы, двоеточие, многозначное слово, омонимы, синонимы, частицы, ударение, интерфикс, лексическое значение слова, абзац, фразеологизм, чередование, сказуемое,имя прилагательное, историзм.

 

II. Игровые формы работы с выписаннымитерминами

 

1. Антонимы.

 

– Первый термин, который вы выписали, это антонимы. Какие примеры вам пришли в голову?

 

Игра «Перевертыши»

 

Замените каждое слово фразы антонимом ирядом запишите соответствующую русскую пословицу.

 

1. Собственной кобыле под язык глядят.(Дареному коню в зубы не смотрят.)

2. Не каждый страус чужую пустыню ругает.(Всяк кулик свое болото хвалит.)

3. Мужик в телегу – коню тяжелее.(Баба с возу – кобыле легче.)

4. Жара большая и бежать разрешает.(Мороз не велик, да стоять не велит.)

 

– Почему не ко всем словам легко подобрать антонимы? Подумайте, какие антонимы мы можем назвать полными, а какие – контекстуальными?

– Назовите пять художественных произведений, в названиях которых использованы антонимы.

 

(«Волки и овцы» А.Н. Островского, «Толстый и тонкий» А.П. Чехова, «Коварство и любовь» И.Ф. Шиллера, «Отцы и дети» И.С. Тургенева,«Война и мир» Л.Н. Толстого, «Принц и нищий» М.Твена, «Живые и мертвые» К.М. Симонова и др.)

 

2. Многозначные слова.

 

– Второй термин – многозначное слово. Приведите примеры многозначных слов.

 

Отгадайте загадки

 

Шумит он в поле и саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь)

 

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый раз,

Но вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

 

– Выпишите из загадок многозначные слова идокажите, что у них много значений. (Попадет(в дом), идет, ходим, уйдем, бьем.)

– Придумайте словосочетания со словами дождь и часы в разных значениях.

(Дождь со снегом, проливной дождь, дождь цветов, дождь упреков, настенные часы, стоять начасах.)

– Расскажите, опираясь на свои примеры, что такое переносное значение слова?

 

3. Омонимы.

 

– Конечно, следующий термин, выписанный вами, – это омонимы.

 

Скрываются ли омонимы в моих вопросах?

 

1. Из какого полотна не сошьешь рубашку?

(Из железнодорожного)

2. Что можно разбить, да еще и за это получить хорошую отметку? (Слово на слоги)

3. На каком коне никогда никуда не уедешь?

(На шахматном)

4. Какая дорога в горах похожа на длинную узкую завивающуюся ленту? (Серпантин)

5. Какую соль не кладут в суп? (Ноту соль)

 

Игра «Нотный стан».

 

На экране – слова с пропущенными буквами. Если вы на их место вставите название ноты, то узнаете, какие слова здесь зашифрованы.

 

Г_б_ (гребля), п_ _я (премия), _ _но (домино),по_г_в(подогрев), не_г_д(недогляд), тра_ _т(трафарет), _ _ (фасоль), _ _ (миля), _ _ (доля),_ _нь(сирень), _г_нь(мигрень), _ _к (домик),_ _на (сирена).

 

 

Аукцион знаний

 

1. Фамилия французского инженера-физикаи название женского украшения – драгоценный камень на цепочке. (Кулон)

2. Фамилия знаменитого составителя словаряи пространство, видимое глазу. (Даль)

3. Бегство из места заключения, из плена и молодой стебель растения. (Побег)

4. Действие для достижения какой-либо целии ценная бумага. (Акция)

5. Косточки пальца и ядовитое животное. (Фаланга)

6. После стирки следующая операция и разновидность бублика. (Сушка)

7. Группа лиц, выполняющих служебные обязанности по особому назначению, или служебная записка и одежда. (Наряд)

8. Глагол в прошедшем времени, обозначающий ходьбу человека, и фамилия русского художника XX века. (Шагал)

9. Фамилия русского поэта XX века и приспособление для подъема тяжести или строительный материал. (Блок)

10. Персонаж романа Д.Дефо и день недели.(Пятница)

– Но не все угаданные вами слова – омонимы. Среди них есть омофоны. Верно ли мое утверждение?

 

Все слова, совпадающие в произношении, ноне в написании, – это омофоны (Кулон и кулон, пятница и Пятница).

 

4. Синонимы.

 

– Термин следующий – синонимы: значение –одно, слова – разные по звучанию и написанию.

 

Задание.Из ряда слов правой колонки выберите синоним(ы) к слову из левой колонки.

 

Концерн – музыкальное произведение, трест,корпорация.

Коррупция – подкуп, коррозия.

Апелляция – обращение с просьбой, акция,обжалование (юр.).

Мобилизация – призыв в армию, модернизация.

Реабилитация – реанимация, восстановление(трудоспособности, доброго имени).

 

– Слова, к которым вы подбирали синонимы, являются заимствованными и не всегда понятными. Для чего служат синонимы? В нашем случае объясняют смысл непонятных слов.

 

Угадайте слово

 

Задание. На карточке даны характеристикиперсонажей поговорок, пословиц, известных литературных произведений.Назовите их. Проверьте себя, воспользовавшись цепочкой из букв: зачеркните все буквыугаданного слова, оставшиеся буквы составляютназвание огромной рептилии.

 

1. Персонаж басни Крылова, который не сумел оценить по достоинству пение Соловья.

2. Согласно поговорке, самое медлительное животное на свете.

3. В басне Крылова его водили на показ поулицам.

4. Как и предсказали волхвы, вещий Олег отнего «принял смерть».

5. Согласно фразеологизму, он оказался не в привычной для него среде, а на горе.

6. Царь зверей.

7. Она гуляет сама по себе.

8. Она бывает кусачей только от жизни ...

9. Экзотическое название животного, хорошо известного любому школьнику (в корне этого слова надо писать ь).

10. Как утверждает поэт Григорий Остер, длина его составляет ровно 38 попугаев и одно попугайское крылышко.

11. В басне Крылова она «к старости слаба глазами стала».

12. Согласно народному поверью, если эта птица поселилась на крыше, в доме поселится счастье.

 

Проверка

 

АААААААААААББВВДДЕЕЕЕЕЗИИКК-

ККККККЛЛЛЛМНННООООООООПРРРРС-

СССТТУХЧШШЫЬЬЯ

 

(Ответы: осел, черепаха, слон, конь, рак, лев,кошка, собака, обезьяна, удав, мартышка, аист.Из оставшихся букв получается – крокодил.)

 

5. Фразеологизмы.

 

Задание. Объясните, что такое фразеологизмы. А теперь обратите внимание на слайд. Соедините фразеологизм (левая колонка) и егозначение (правая колонка).

Пустить красного петуха

Морочить голову

Кожа да кости

Как белка в колесе

Поцелуй Иуды

Держать в ежовых рукавицах

Бросать слова на ветер

Держать язык за зубами

Молчать

Относиться строго

Быть в постоянных заботах

Поджечь

Предать кого-либо

Не сдерживать обещаний

Отвлекать пустыми разговорами

Очень худой

 

 

III. Устная работа со слайдами

 

– Посмотрите на экран. Выполните следующие задания. Свой ответ аргументируйте.

 

Слайд 1

 

Укажите неверное определение языкового явления.

 

А. Профессиональная лексика употребляетсялюдьми той или иной профессии.

Б. Заимствованные слова – слова, пришедшиев русский язык из других языков.

В. Диалектные слова – слова одной и той жечасти речи, близкие по значению, но разные понаписанию.

Г. Весь лексический словарный состав русского языка состоит из исконно русской и заимствованной лексики.

 

Приведите примеры диалектных слов.

 

Слайд 2

 

Укажите неверно сгруппированные слова.

 

A. Заимствованные слова: апельсин, болото,январь, ветеран.

Б. Профессиональные слова: мольберт, стамеска, стетоскоп, вольтметр.

В. Диалектные слова: сиверко, баргузин, бурак, омшаник.

 

IV. Творческое задание «Паспорт слова»

 

– Каждому из вас сейчас будет выдана формадля заполнения «Паспорта слова». Выберите себе слово (любое) и, пользуясь различными словарями, соберите о слове как можно больше сведений, а затем заполните «Паспорт слова». Чем больше вы узнаете о слове, тем содержательнее получится документ.

 

 

 

 

ПАСПОРТ СЛОВА

________________________________________________________

(вписать слово)

1. Происхождение,

исконно русское / заимствованное

________________________________________________________

________________________________________________________

2. Возраст,

устаревшее / неологизм

________________________________________________________

________________________________________________________

3. Сфера употребления,

общеупотребительное / диалектизм /

профессионализм

________________________________________________________

________________________________________________________

4. Стилистическая окраска,

книжное / разговорное/ нейтральное

________________________________________________________

________________________________________________________

5. Особые приметы,

________________________________________________________

________________________________________________________

Подпись лица,

выдавшего этот документ

________________________________________________________

 

 

Важно!

Скачивать файлы с нашего сайта могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, авторизуйтесь на сайте под своим логином или зарегистрируйтесь.

Инфо о файле

  • Дата добавления:
    10 Янв 2016
  • Кол-во загрузок:
    0
  • Кол-во просмотров:
    171
Теги:

Комментарии:

Оставить комментарий